1087

Елена Луковицкая: «Попробуйте убрать всех женщин из нашей экономики - она просто рухнет…»

С 24 по 28 февраля в Нью-Йорке проходила очередная международная конференция AAG — американской географической Ассоциации с участием новгородского специалиста, доцента кафедры социологии и билингвального обучения Елены Луковицкой.

В конференции приняли участие представители разных наук — географы, социологи, философы, политологи, культурологи... Спектр охватываемых учеными тем был огромен — проблемы миграции, сексуальности, потепления климата, транспортные, экологические проблемы и т.д.

Тема выступления Луковицкой как специалиста гендерной проблематики: «Женщины предпринимательницы — мотивация, семейные отношения, проблемы (на примере Великого Новгорода)».

Выступает Елена Луковицкая (слева).

Анализ опросов и социологических исследований новгородских женщин, создавших свой бизнес, показал, что большинство из них счастливы в браке, а созданный ими бизнес дает работу или подработку и их мужьям, и подрастающим детям.

Но если посмотреть на лейтмотив выступлений в нашей прессе, то можно увидеть, что там превозносятся в основном две традиционные социальные роли женщины — матери и жены, особенно перед 8 марта, обозначаемые как «естественное предназначение женщины». Но попробуйте убрать всех женщин из нашей экономики - она просто рухнет…

Мотивация создания бизнеса у женщин разная, а проблемы, которые женщины называют — это в основном проблемы, свойственные всему малому бизнесу. Однако есть чисто гендерная проблема непризнания женского бизнеса как важной экономической составляющей жизни общества. А ведь новгородские женщины чрезвычайно активны, например, в создании НКО или швейного производства. Или занимаются индивидуальным предпринимательством, создают и продают созданные своими руками товары (одеяла, мягкие игрушки), создают частные детсады и т.д.

Тем самым они экономически поддерживают свои семьи, своих мужей и детей. Особенно это важно для них в случае развода, когда они остаются без существенной экономической поддержки мужа. Иногда они не оформляют официально свое дело, поскольку налоги существенно сократили бы их доход, который им необходим для воспитания детей.

Среди других вопросов, обсужденных на конференции, следует отметить вопросы миграции. Основной лейтмотив: в современном обществе необходимо переходить от контроля миграции к управлению миграцией.

Прозвучала на конференции и достаточно новая тема — тема «креативного класса», которую ввел американский ученый Ричард Флорида. Этот класс, составляющий около 30% населения, ученый определил как движущую силу экономического развития постиндустриальных городов в США. За привлечение в свои города представителей креативного класса идет серьезная конкуренция. Города, которые привлекают креативный класс, должны обладать тремя «Т» - Талант — (высокообразованное население), Толерантность и Технологии — технологическая инфраструктура, необходимая для «подпитывания» предпринимательской культуры. К креативному классу относят ученых и инженеров, университетских профессоров, поэтов и архитекторов, дизайнеров, людей искусства, музыки, чья экономическая функция состоит в создании новых идей, новых технологий и/или креативного содержания.

Проведенный специалистами анализ ряда российских городов по этим показателям показал, что на первом месте по количеству людей креативного класса в России находится Санкт-Петербург, а Москва — лишь на пятом.

По материалам Елены Луковицкой