Эмаль найденной в Новгороде средневековой подвески была изготовлена из римской мозаики
Группа ученых из Института археологии РАН, Казанского федерального университета, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН изучила подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII века в Новгороде.
Как сообщает пресс-служба Института археологии РАН, комплексное исследование артефакта показало, что драгоценная подвеска-квадрифолий была изготовлена русскими или византийскими мастерами, причем для эмали использовалась переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия.
— Впервые древнерусское золотое украшение с эмалевым декором было изучено комплексно, с применением высокоточных методов. Мы смогли увидеть конструктивные элементы подвески и способы их крепления, выявить технологию изготовления корпуса и определить состав металла и эмали. Полученные данные позволили предположить, что подвеска была изготовлена на Руси или греческими мастерами, или русскими ювелирами с использованием эмалевой вставки византийского производства, — рассказала старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Ирина Зайцева.
Летом 2018 года экспедиция Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова начала раскопки на участке на улице Знаменской в Великом Новгороде. Украшенная эмалью золотая подвеска была обнаружена в остатках жилой постройки, сложенной из толстых сосновых бревен. По данным дендрохронологического анализа, дом был сооружён в начале 1210-х годов.
— Судя по составу, эмали новгородской подвески сделаны не из средневекового стекла, а из римских мозаик. Известно, что такая технология активно использовалась в эмальерном средневековом производстве в Западной Европе, например, в лиможских эмалях. Мозаики собирали в разрушенных зданиях, очищали от поверхностных загрязнений, перетирали в мелкий порошок, добавляли в него воду. Полученную смесь накладывали на металлическую поверхность, просушивали и обжигали в специальных печах при температуре, при которой порошок расплавлялся, а металл — нет, — пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН Ольга Румянцева.