1014

Фермерское мнение: Как добиться благих изменений в "деревне"?

Выборгский фермер (Ленинградская область) Владимир Скрипка много лет пишет частные заметки - своеобразный дневник событий и соображений, в котором он пытается понять, почему в России буксует фермерство. О своих мыслях он рассказал корреспонденту ИА REGNUM.

"Биография моя вряд ли представляет какой-то особенный интерес. Она выглядит необычной только в плане частоты перемещений по России, - так начинается фермерский дневник. - Родился в городе Называевск Омской области. Вскоре родители уехали работать на Чукотку. В детский сад и школу ходил в бухте Провидения Анадырского района, 10 класс проучился на Украине, в городе Кривой Рог. Там же поступил на экономический факультет Горного техникума, который закончил с красным дипломом. Потом так же удачно "грыз гранит науки" в Днепропетровском Государственном университете на факультете экономической кибернетики, после чего экономикой занимался, а кибернетикой - нет".

ИА REGNUM: Когда появилась идея стать фермером?

Земля слухами полнится - помню, как в краю северных сияний однажды - это было в конце 80-х годов, - услышал, что на Большой земле появилась возможность заработать. Смысла сидеть на Севере тогда уже не было, хотелось что-то сделать самостоятельно, мы в очередной раз "снялись" и поехали. Прибыли в украинское село Качкаровка, где к тому времени обосновались такие же легкие на подъем и склонные к перемещениям в поисках лучшей доли, мои "кочевые" родители. Год поработал в рыболовном колхозе экономистом, огляделся. Потом все же решился "организовать" пруды для выращивания карпов, заметив, что слишком много воды с полей уходит впустую. Надеялся выстроить дамбу, ограничив потоки, и в этой воде разводить рыбу. Проект был готов, но с карпами не получилось: местная власть решительно воспротивилась, а к ней присоединилась еще живая партийная организация. Уже тогда предприимчивым головам объясняли, что частной собственности у нас нет - и не будет. Пришлось ехать дальше, снова искать себе применение.

ИА REGNUM: Как вышло, что семья поселилась именно в Ленинградской области?

ИА REGNUM: Очередная идея - перевозка орехов - погнала меня в Питер. Пришлось помотаться между Украиной и городом на Неве. Закупал чищеные орехи (кинул клич, и люди мне их сдавали), зарабатывал понемногу, а сам продолжал думать, как жить-работать дальше. Нашел два варианта: требовались специалисты в Токарево Выборгского района и в Шушары (Санкт-Петербург). Нанялся экономистом в Токарево, а через некоторое время, когда стали землю давать, взял шесть гектар и стал фермером в поселке Советский под Выборгом.

ИА REGNUM: Чем занимался?

Всего-то имущества у меня было тогда: ведро да лопата. Первый год копал вручную картошку - хватало только на семью, никакой продажи. Поставил зимнюю теплицу. На первый кредит в 91-м году смог приобрести первую технику. Семья (я, жена и сыновья) стала потихоньку обрастать хозяйством. Разводили цыплят, а в конце 90-х занялись перепелками, завели перепелиное хозяйство. Зелень, клубника... Особенно удалось выращивание грибов: вешенки пошли килограммами, начал их продавать. Время было голодное, и грибы народ покупал не очень. Брали их, в основном, рестораны и магазины в Выборге. Тогда еще у меня не было возможности перерабатывать грибы. В теплицах они разрослись, но большого дохода все-таки не давали. Параллельно брался за все: одно время даже пытался разводить овец.

ИА REGNUM: Какие дела особенно удались?

Много всего перепробовал прежде, чем занялся переработкой сельзозпродукции, появился небольшой цех. Закупил сельскохозяйственное сырье (покупали его на оптовых базах), поставил оборудование. Зелень, овощи, крупы - все шло в дело. Готовили на продажу блюда: начиная с супов и второго (покупателю оставалось распечатать блюдо и разогреть), и заканчивая выпечкой. Упаковывали, замораживали, развозили по кафе и закусочным, у которых не было площадей для готовки, по строительным организациям, которым надо было кормить работников. Кроме того, постарались наладить продажу перепелиных яиц со своей фермы. Все шло в дело: продавали даже перепелиный помет (комбикорм тогда шел по 6 рублей килограмм, а перепелиный помет - по 8). Покупали его хозяйственные магазины. И опять-таки моими постоянными помощниками были жена и сыновья.

ИА REGNUM: А как переживали кризисы - 1998-го года и 2008-го?

Первый кризис как-то пережили, а в 2008 году опять затрясло - многие клиенты разорились, упал спрос на продукцию, нечем было рассчитываться за кредиты, начались суды. Тут и рассказывать нечего - картина неоригинальная, многим известная. Все рухнуло, долгами накрыло. Подняться уже сложно: клиентура потеряна. Рынок - капризная штука, схвачен большими денежными мешками, да и в законах дыры, а фермеры - на обочине. Надо как-то двигаться дальше, но это очень сложно. Пока подрабатываю, где придется. Например, на погрузке кораблей в порту. Знаю, многим приходится хвататься за две-три работы, люди забыли, чему их учили в институтах. Поселок Советский пережил события, связанные с бунтом на ЦБК, но, судя по всему, эти волнения никого ничему не научили. Слово "передел" слышится все чаще, люди теряют работу, приходится ездить в Высоцкий, Приморский порты, в Петербург. Мы в полный рост переживаем практически "пикалевские" проблемы моногородов, которые должны решаться системно. Одноразово кинуть денег - не значит что-то раз и навсегда решить.

ИА REGNUM: Какие из ныне существующих проблем вы сами считаете ключевыми?

ИА REGNUM: Мы - фермеры - крепостные. Без государственной поддержки нам сложно. Сельскохозяйственная земля стоит копейки, и то, что на ней построено, фермер, который решает что-то поменять в своей жизни, вынужден продавать за копейки или бросать. Перевести землю в сельскохозяйственную - все равно, что слетать на Луну: документы будешь ждать годами, а если надо ускорить процесс, придется "договариваться" с чиновниками, а у нас таких денег нет... Если ничего не менять, труд даже самых настырных и трудолюбивых хозяев бесперспективен. Не думаю, что дети фермеров, глядя на то, как сверстники в городах разъезжают на крутых "тачках", а их родители работают от рассвета и до заката, зарабатывая копейку, будут гореть желанием остаться работать на земле.

ИА REGNUM: И что делать?

Думаю, я не первый и не последний, кто понимает: не воруешь, честно платишь налоги и зарплату работникам - считай, пропадешь. Человек, имеющий голову на плечах и хорошие руки, может жить в достатке, но ни в коем случае не в богатстве. Думаю, это оттого, что все время меняются правила игры, законы. Добрый барин не приедет, и нас не рассудит. Разбогатеть, как не старайся, честным трудом невозможно. Огорчает, что не вижу перспективы для сыновей - они сейчас помогают, но вряд ли захотят поддержать фермерскую династию. Саша закончил Можайку, служил на Дальнем Востоке. Разочаровавшись в армии, вернулся в Советский, работает в Выборге, администратором в клубе. Егор - инженер, окончил ИНЖЭКОНа, пишет диссертацию на тему сельхозкооперации. Казалось бы, прямой резон младшему сыну продолжить семейное дело, но он же не глупый парень, понимает, насколько расходится теория с практикой...

ИА REGNUM: Но ведь и записи, которые вы ведете столько лет, - теория?

Согласен. Может, это наивно, но все же надеюсь, что при наших бескрайних полях, при разумной, не коррупционной политике можно "поправить" сильно покосившуюся избушку сельского хозяйства. В известные времена государственная машина посадила, погубила, расстреляла массу хороших хозяйственников. Сейчас их внуки и правнуки, думаю, могут все же реанимировать "убитое" сельское хозяйство.

ИА REGNUM: И с чего же стоит начать?

С создания фермерских хозяйств. У богатых промышленников деньги есть, но они их переправляют за границу, а фермерское дело устроено так, что все остается в Отечестве. Государство, думаю, в силах разработать программу строительства готовых семейных ферм. Начинать надо, думаю, с зерновых (зерно - стратегический запас России), с открытия небольших кормовых заводов. Мука у нас сейчас сомнительного качества: высший сорт и ржаная, а она должна быть разного помола, десятки сортов, чтобы любая хозяйка могла печь все, что ее душеньке угодно. Разумным продолжением такого сценария может быть строительство малых пекарен.

ИА REGNUM: Но всему надо учиться, а для этого, помимо желания, требуются определенные условия, а главное - средства...

Предварительно стоит организовать бесплатные обучающие курсы для тех, кто хочет попробовать себя на этом поприще. Надеюсь, найдутся желающие получить готовую ферму в лизинг, мини-пекарню или мини-пивоварню на 20-30-летний срок. Многодетным семьям или родителям сприемными детьми, думаю, можно было бы списывать остатки долга. Люди должны иметь возможность объединяться в сельскохозяйственные кооперативы или союзы, и постепенно выкупать взятые в аренду фермы. Наверняка кто-то мне возразит: "Кому тут объединяться - Россия не просыхает". Но в основе беспробудного пьянства - безделье. Показателен случай, когда иностранные кинематографисты приехали в мелкую деревеньку и предложили мужикам заработать, поучаствовать в съемках фильма с условием: деньги - только тому, кто не пьет. Три недели напролет мужики ходили трезвешенькие. Бабы не могли нарадоваться, но вот беда, иностранцы раздали деньги, уехали, - и началось привычное разгуляево. До сих пор в той деревне ждут иностранцев.

ИА REGNUM: Так как добиться благих изменений в "деревне"?

Мне, например, жизнь доказала, что все идти, как мы пожелаем, не может. Почему-то у соседей - финнов есть свои маленькие хозяйства, семейные фермы, хутора, цеха по переработке и хранению сельхозпродукции, небольшие комбикормовые и мясоперерабатывающие заводики, птицеводческие хозяйства. А у нас на прилавках лежат либо цыплята, либо куры второй категории, а ведь существуют десятки пород кур. Павлины, фазаны, перепелки, куропатки - не для нас. Кажется, почему бы не перенять хороший опыт или предложить что-то свое, честное? Мы бы и предложили... Когда говорят: "для этого необходима воля государства", представляется этакий многоголовый монстр. А надо-то ведь немного - чтобы по-честному, без взяток можно было брать кредиты и получать помощь государства.

ИА REGNUM: Сформулируйте, что, по-вашему, можно считать честным?

В моем фермерском дневнике, написано, скорее, о том, что можно считать нечестным: "нечестно, когда работники воруют, а падеж птицы списывают на крыс. В масштабах государства нечестным можно считать примерно то же: попытку давать неблаговидным, не идущим на пользу людям делам и поступкам благородные объяснения..."

Беседовала [i]Евгения Дылева[/i].

ИА REGNUM располагает комментариями одного из руководителей Комитета по агропромышленному комплексу правительства Ленинградской области. Материал готовится к публикации.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».