1469

Фестиваль искусств "Русская музыка" продолжает мероприятия Года культуры

Фестиваль искусств «Русская музыка» Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского в этом году юбилейный, 45-й, и очень символично, что он проходит в рамках Года культуры. 1 марта 2014 года открыл фестиваль прославленный коллектив - Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета им. Леонида Якобсона.

Программа была составлена из хореографии XX и XXI веков: первое отделение «В темпе снов» - это премьера для новгородской публики одноактного балета в четырёх частях на музыку Сергея Прокофьева в постановке Антона Пимонова (премьера состоялась в конце 2013 года в Санкт-Петербурге); во втором отделении исполнялись знаменитые хореографические миниатюры Леонида Якобсона из разных циклов.

Хореограф Антон Пимонов совместно с художником по костюмам Олегом Головко и художником по свету Евгением Гинзбургом поставил балетную композицию на музыку Второй сонаты для скрипки и фортепиано С.С. Прокофьева. Перед нами если не «сон золотой», то интересное путешествие в пространстве неоднозначного и просторного музыкального текста. «В темпе снов» смотрится последовательной хореографической иллюстрацией. Она настолько внутренне однородная и органичная, что даже при отсутствии чётко осмысляемой сюжетной линии, остаётся предельно понятной.

Тон – художественный, эстетический, эмоциональный – спектаклю задает, конечно, гениальная музыка Сергея Прокофьева. Дуэт скрипки и фортепиано, его противоречивая природа – лёгкое соперничество, но в то же время и плотная взаимная зависимость, во многом обусловили характер работы солистов Аллы Бочаровой и Антона Пыхачова. Они – мужчина и женщина – вечные и постоянные герои-фантомы неизведанного мира сна, пытаются преодолеть его тягучее пространство. Декорации заменяют пучки молочного света, искусно созданные Евгением Гинзбургом. С ними тонкая, детализированная хореография Антона Пимонова приобретает экспрессивные оттенки, иногда уводя от сиюминутной современности, взывая к образам искусства прошлого столетия.

Вторя музыкальным образам в движении, технике, композиции, художник по костюмам Андрей Головко развил тему лаконичного рационализма: артисты одеты в очень простые костюмы – футболки и штаны, легкие платья, некая балетная «прозодежда». Невозможно не сделать акцента на так называемом «кровавом подбое» - действительно, серовато-дымчатые платья танцовщиц и футболки танцовщиков зримо окантованы разными цветами, в том числе и красным. И в этом «сне» снова возникают видения прошлого, атлетически прекрасного, слегка чувственного, индивидуального лишь формально.

Второе отделение, очень красочную часть программы, составили всемирно известные хореографические миниатюры, поставленные в середине прошлого века Леонидом Якобсоном.

Несмотря на то, что номера были заимствованы из разных циклов, сценически им была придана форма единого спектакля. Статуарный полукруг в начале объединил всех разнородных персонажей, напоминая о тесной связи хореографии Якобсона с изобразительным искусством. Танец как будто рождается из неподвижного изваяния, чтобы затем вновь вернуться в прежнее состояние пластического покоя.

В этом смысле уже первый номер «Pas de quatre» (А. Ткаченко, А. Науменко, С. Смирнова и А. Игнатьева) на музыку В. Беллини из цикла «Классицизм-Романтизм» будоражит зрительский художественный опыт. Костюмы и музыка Беллини из оперы «Норма» взывают к заре европейского романтического балета, завоевывающего самостоятельность от парадных «великолепных спектаклей» классицизма. В то же время, экспрессия вызывает в памяти танцовщиц Эдгара Дега, а сцепленные в хороводе руки – к не менее знаменитой картине Анри Матисса «Танец». Удивительное внимание к проработке малейших хореографических деталей: тончайшая, тревожащая чувства работа рук, выразительная эмоциональность эстетических переживаний. Для этой миниатюры, как и для всех прочих, характерен драматизм в широком смысле. На основе свободной пластики происходит плавная трансформация форм классического балета в сторону танца.

По пути драматического балета ведет зрителя и миниатюра «Вестрис» на музыку Г. Банщикова из того же цикла. Героя ее можно отождествить со знаменитым танцором и мимом XVIII века Гаэтано Вестрисом, чье творчество созвучно поискам Леонида Якобсона. Исполнителю роли Владимиру Дорохину кроме виртуозной пластики необходимо было продемонстрировать сложную мимику, помноженную на драматический талант. В самом рисунке заложено бессловесное общение со зрителем. Надо ли говорить, как органично сочетается умеренная и тонкая хореография с эмоциональной выразительностью героя?

Цикл «Роден» уже буквально оживляет знаменитые скульптуры скандального (в свое время) художника: три миниатюры, три истории восходят к старинной традиции «живых картин». «Вечная весна», «Поцелуй» и «Вечный идол» на музыку К. Дебюсси стремятся к абсолютной ясности, лёгкости и чистоте движений. Плавное и нежное пластическое решение Леонида Якобсона в контексте цикла имеет внутреннее развитие: от «Вечной весны» - рассказа о двух влюблённых – Яне Чернорицкой и Михаиле Богомазове -, о молодом и свежем чувстве, к «Поцелую» - формам резко очерченным и зрелым в исполнении Светланы Смирновой и Артёма Пыхачёва, вплоть до «звучания» «Вечного идола»: томительная пластика движений, горячие и судорожные соединения рук, торжество взаимного притяжения, горячность чувств мужчины и женщины в исполнении Анны Науменко и Максима Ткаченко.

Завершалось выступление Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета им. Леонида Якобсона красочными миниатюрами из цикла «Жанровые зарисовки».

Пожалуй, самой искромётной и запоминающейся миниатюрой оказалась «Баба-Яга» в исполнении Андрея Гудыма, поставленной на музыку М. Мусоргского. Баба-Яга забыла пуанты в своей избушке, зато всегда при ней незаменимая метла. В эксцентричной пластике, где гениальная музыка уже несколько отходит на задний план, важен характер и поэтический сюжет.

В конце концов, анализировать наследие великого балетмейстера сегодня немного наивно. Важно, что в молодой труппе театра его имени традиции бережно сохраняются и доносятся до публики.

Сергей Козлов

Фото Татьяны Яковенко и Анны Шумбутовой