1553

Fusion квартет продолжил программу фестиваля "Русская музыка" в рамках Года культуры

Фестиваль искусств «Русская музыка», который проходит в рамках Года культуры, 5 марта продолжило выступление Fusion квартета «Черный квадрат». Музыканты представили свою программу «Времена года».

Так получилось, что квартет «Черный квадрат» пленил своим выступлением публику, пришедшую в зал Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского. В составе квартета - Татьяна Ларина (флейта), Ольга Кияшкина (фортепиано), Станислав Медведев (контрабас), Игорь Ямпольский (ударные). Кто-то в названии коллектива увидел супрематический манифест Малевича. Но и джазовый квадрат здесь имеет место быть. Квартет играет музыку в стиле crossover, в большинстве своих произведений переосмысляя классику. Татьяна Ларина и Ольга Кияшкина делятся мыслями о своем творчестве.

Т.Л.: Мы существуем уже около пяти лет. С первых же выступлений получили контракты, с удовольствием путешествуем по России и самым различным джазовым фестивалям. Наше большое достижение – участие в турнире «Terem Crossover» в Санкт-Петербурге. Мы были там тепло встречены публикой и жюри, подружились с участниками «Терем-Квартета». Наш коллектив - эстрадно-джазовый ансамбль.

Ироничная, жизнерадостная фантазия «Черного квадрата» превращает фрагменты «Щелкунчика» Чайковского в танго или жанровую миниатюру «Полночь», а «Пер Гюнт» Грига отправляется в Испанию (когда Станислав Медведев на контрабасе начинает подражать гитарным рифам, оставаться в границах бытовой реальности сознание отказывается). Как тут не вспомнить знамениты сюиты Дюка Эллингтона на эти же темы? Но у "Черного квадрата" Глинка или Моцарт могут вылиться в оригинальную импровизацию, новое музыкальное сочинение.

Т.Л.: …расширить границы классики, в чем-то сузить границы джаза, потому что джаз иногда бывает неуправляемым. Добавили ему формы, классической глубины, классических понятий о музыке.

О.К.: При этом мы берем достаточно известные произведения, мировые шедевры, которые нам интересны и которые узнаваемы слушателями. Это может быть и достаточно виртуозная музыка для флейты или фортепиано, но мы всё сочетаем и делаем легким для публики.

Татьяна Ларина обращается с флейтой фантастически нежно. Она сама ведет концерт, рассказывая истории о появлении тех или иных сочинений. Дает предысторию того, как в Париже встретились Франк и Бунин. Разумеется, встреча эта произошла только в музыкальном мире «Черного квадрата». Впрочем, сентиментальность и изящество не мешают флейтистке озорно перейти на фальцет, которому бы позавидовал иной джазовый саксофонист.

А хотелось бы сыграть джазовые вещи в академическом стиле?

Т.Л.: Думаю, мы и к этому еще придем. Уже была мысль сыграть джаз в классических жанрах. Не стоит останавливаться на достигнутом. Экспериментов будет еще много, но они будут не ради экспериментов. Если это нужно будет для музыкального образа, который мы всегда обсуждаем перед тем, как написать произведение, тогда может появиться всё, что угодно.

То есть, вы еще сами сочиняете авторскую музыку?

Т.Л.: Мы все свои композиции считаем авторскими. Несмотря на то, что берем известные мелодии, в результате они настолько выглядят по-другому и имеют другой смысл, что их назвать аранжировками уже невозможно. Взята интонация, из которой вырастает новая история. Есть и несколько композиций, которые полностью нами написаны.

Ольга Кияшкина виртуозно представляет Шопена, бисером рассыпающегося в импровизацию, аккомпанемент и снова возвращающегося к оригинальной теме. Чаще всего, первоисточник уже перестает быть узнаваемым, растворяясь в волнах нового сочинения. Музыканты дерзко переставляют акценты в «Четырех временах года» Вивальди, даря новую, современную жизнь образам XVIII века. Конечно, и Чайковский, и Шопен, и Моцарт не утрачивает своей автономной гениальности, но постмодернисткие эксперименты «Черного квадрата» могут удовлетворить и эстета-интеллектуала, и просто благодарного, эмоционального слушателя.

Сергей Козлов

Фото Сергея Гриднева