1288

Главней всего погода в храме

Прогуливаясь по залам художественного музея или посещая старинные памятники архитектуры, которыми славится Великий Новгород, мы даже не подозреваем, каким образом обеспечивается их сохранность. Специалисты утверждают, что хороший климат сам по себе является замечательным реставратором.

Полотенце как лучший увлажнитель

Само понятие «музейная климатология» - отечественного происхождения, в мировой практике чаще говорят - превентивная консервация, что подразумевает создание благоприятных условий для музейных объектов. Сюда входят температура, влажность, освещенность, скорость перемещения воздушных потоков и масса других «мелочей».

- Наш музей объединяет около 150 различных зданий. Среди объектов охраны - не только декоративно-прикладное искусство, но и монументальная живопись, памятники архитектуры, в том числе и деревянное зодчество, - рассказывает Олег АРКАДЬЕВ, климатолог новгородского музея-заповедника. - Для каждого экспоната требуется особый климатический режим, от него напрямую зависит жизнь объекта. Поэтому мы идём на множество хитростей: в нашей работе соседствуют старые технологии - от мокрых тканей на батареях до современных приборов для увлажнения воздуха.

Помимо научных сотрудников за климатом в помещениях музея следят обученные смотрители, даже проветривание некоторых помещений происходит по специальной схеме.

Глобальное потепление

Наиболее ценные и в то же время самые сложно сохраняемые объекты на новгородской земле - старинные памятники с монументальной живописью. Борис СИЗОВ, заведующий сектором ГосНИИ реставрации, занимающийся изучением новгородских церквей с 1974 года, отмечает, что в группе риска на сегодняшний день находятся храмы, разрушенные в годы Великой Отечественной войны и восстановленные сразу после неё.

- Как ни странно, все эти памятники, воссозданные не так давно, сейчас требуют гораздо большего внимания, чем их подлинные сохранившиеся собратья, - объясняет учёный. - Это церковь Спаса-на-Ковалёве, Спаса-на-Нередице, церковь Успения на Волотовом поле. Реставрация перевела их в новый режим существования, так как была слишком сухой и догматичной. К примеру, в церкви Успения можно было сделать проветриваемые окна, но специалисты восстановили исконные бойницы. Вместе с тем материалы при работе использовались новые, поэтому теперь приходится задним числом решать проблемы климата. Не менее остро стоит вопрос возвращения в отреставрированные храмы фресок, восстанавливающихся в мастерских с климатом, совершенно отличным от «родного».

Климатическая история собора Святой Софии особенная - на снабжение главной святыни Новгородчины новейшими системами были затрачены весьма крупные денежные средства, в том числе и из федерального бюджета. Большинство церквей таким вниманием из центра похвастаться не могут.

- Софийский собор является первым во всей стране примером создания хранительской службы при действующем кафедральном соборе, возможно, благодаря этому охрану памятника и функции действующего собора на данный момент удаётся совмещать, - гордится Марина ОКОЛОВИЧ, хранитель Софийского кафедрального собора. - Важную роль в этом сыграла модернизация системы отопления и вентиляции, проведённая в конце 2009 года. Благодаря новейшим системам этой зимой нам удалось избежать больших перепадов температуры, заданные параметры поддерживались неукоснительно.

Работа по отладке оборудования продолжается до сих пор: учёным предстоит разобраться с управлением потоками и скоростью воздуха, да и холодильная установка, предполагающая поддержание температуры в Софии в летний период, пока не запущена.

Да будет свет

По мнению Елены КОЛМАКОВОЙ, заведующей отделом музейной климатологии Русского музея, глобальная задача наступившего века - сохранение исторического наследия. Однако благоприятные для экспоната климатические условия нередко вступают в противоречие с тем, как демонстрировать его зрителю.

- Для многих объектов показа чем ниже температура, тем лучше, но мы же не можем держать посетителя при температуре +5, приходится идти на компромисс, установленная норма температуры для музейных залов определяется 18-20 градусами, - объясняет специалист. - С другой стороны, прежде чем оснастить залы музея кондиционерами, необходимо определиться с будущими затратами и ответить на сложный вопрос: стоят ли шедевры таких сумм или нет?

Не меньше чем влажность или температура для артефактов важна и освещенность. Вопрос стал особенно актуальным, когда музеи заставили переходить на энергосберегающие ресурсы. Мало того, что пары ртути вредны для человека и музейных экспонатов - энергосберегающие лампы не способны обеспечить хорошую цветопередачу живописного полотна. С этой задачей могут справиться либо галогенные, либо светодиодные лампы. По прогнозам к 2020 году около половины используемых ламп будут светодиодными, ну а пока сотрудникам музея придётся лавировать между требованиями закона и нуждами учёных и посетителей.

Газета "Новгородские ведомости" от 26.04.2011 г.

Мария КЛАПАТНЮК Фото из архива «НВ»