854

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

14 апреля в 16.00 в областной филармонии в рамках IX Международного фестиваля им. С.В. Рахманинова состоится концерт хора и оркестра Государственной капеллы Санкт-Петербурга под управлением маэстро Александра Чернушенко.

Хор Капеллы принимал участие в праздничной программе празднования 1150-летия Великого Новгорода, но концерт прошел для избранной аудитории. Теперь все новгородцы смогут увидеть и услышать выступление коллектива одного из крупнейших в мире музыкальных центров с международным составом солистов. Прозвучит Второй концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова, солист Аркадий Цинциппер (Германия). Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Этот концерт стал одним из самых популярных произведений и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли сам Рахманинов, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Николай Петров. Концерт, принесший автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после Первого концерта Чайковского. Но, при сохранении связей с наследием Чайковского и других композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром. Современников смущало почти полное отсутствие самостоятельных «концертирующих» эпизодов, в которых исполнителю сольной партии предоставляется возможность свободной демонстрации своих виртуозных возможностей.

Во втором отделении впервые за всю историю фестиваля зазвучат рахманиновские «Колокола», для исполнения которых и потребовался огромный коллектив хора и оркестра. Солисты, заслуженный артист РФ Пётр Мигунов (бас), Барбара Кригер (сопрано, Германия), Егор Семенков (тенор).

«Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным, хотя голоса критики разделились. Некоторые находили, что композитор «стал искать новых настроений, новой манеры выражения своих мыслей». Позднее «Колокола» получили посвящение: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».

«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала века. Как писал академик Борис Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова... с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества».