1885

Имена Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус становятся литературным брендом Маловишерского района

После революции и вплоть до 1952 года здесь располагался санаторий от Кировского завода. А ещё несколько лет назад комнаты этого двухэтажного деревянного дома с красивой резной верандой были палатами психиатрической больницы. Но изначально этот некогда шикарный особняк, специально построенный помещиком Малышевым, сдавался в аренду столичной знати. Летом 1911 и 1912 годов здесь отдыхала знаменитая в литературной среде супружеская чета: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Это место уникально ещё и потому, что в России не сохранилось больше ничего, где эти яркие представители Серебряного века русской литературы отдыхали и работали над своими произведениями.

Дом, где живёт муза

Большинству местных жителей сей необычный факт долгое время был неизвестен. Дома, входившие некогда в усадьбу помещика Малышева, они знали лишь как отделения больницы, где работали сами или их родственники. Пока местный поэт Александр КСЕНОФОНТОВ не услышал от старожилов, что здесь бывали Гиппиус и Мережковский и не стал детальнее изучать этот вопрос.

— Как-то один из местных жителей Александр Егорович Егоров сказал мне: «Вот ты, Сашка, поэт, твои стихи в газете районной печатают. А знаешь ли ты, что в нашей деревне отдыхали в своё время поэты Серебряного века Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский?» — вспоминает Александр Ксенофонтов. — Дело в том, что мать Егорова, бабка Егориха, как её называли в деревне, работала у помещика Малышева прачкой и часто рассказывала о том времени. Говорила, что летом 1911 года в этом особняке отдыхала знаменитая супружеская чета. Зинаида Николаевна, говорила она, была очень красивой женщиной, любила по утрам собирать полевые цветы.

Подтверждение слов местных жителей Ксенофонтов вскоре нашёл и в воспоминаниях самих писателей и их друзей. Например, в книге Зинаиды Гиппиус «Дмитрий Мережковский» о событиях лета 1911 года написано следующее: «Мы не задержались в Париже. На этот раз всё обошлось благополучно. На вокзале в Санкт-Петербурге нас встретили сёстры и Оля Флоренская: она провела с нами всё лето в именье Подгорном (большой глуши). Кроме неё, долго жил там с нами А.А. Мейер, новый наш друг: очень отвлеченный, умный, бывший социал-демократ, но потом близкий идеям Д.С.».

Кстати, изначально шикарных домов в Подгорном, комнаты в которых сдавали приезжим, было несколько. Но на сегодняшний день «в живых» остался лишь один. Сегодня он пустует: пациенты психиатрической больницы, находившиеся долгие годы в этом доме, переведены в другое место. О больничном заведении напоминают лишь таблички с номерами палат. Так что мы могли спокойно осмотреть особняк изнутри.

— Как можно узнать из воспоминаний самой Гиппиус, комната их располагалась на втором этаже дома, — рассказывает Ксенофонтов. — Из комнаты супружеской четы дверь вела в комнату к сестрам Зинаиды Гиппиус. А когда было жарко, Дмитрий Мережковский любил работать на веранде.

Дверь на веранду сейчас, правда, в целях безопасности заколочена. Да и в целом, надо признать, особняк вызывает весьма унылое впечатление: с потолка осыпается штукатурка, на полу валяются какие-то провода, мусор…

— Уже в следующем году здесь начнётся ремонт, — заверил нас директор Маловишерского психоневрологического интерната «Оксочи» Сайгидгосен МАГОМЕДОВ. — Сейчас в деревне Подгорное идёт активное строительство: возводятся новые корпуса, в которые впоследствии будет переведён интернат. А этот дом будет переоборудован в административное здание. Но фасад его останется прежним.

Союз любви, поэзии и прозы

— Брак Гиппиус и Мережковского был поистине уникальным творческим союзом, — говорит Татьяна ЯКОВЛЕВА, директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотечная система Маловишерского района». — Изначально они заключили соглашение: она пишет лишь прозу, а он — только стихи, но со временем стали пробовать себя в разных жанрах. Первое время семья жила практически только на гонорары — в основном за критические статьи, которые оба писали в большом количестве. Дело в том, что стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, поначалу не находили издателей, так как не вписывались в рамки «хорошей литературы» того времени.

Между тем в начале XX века квартира Мережковских становится одним из центров культурной жизни Петербурга. Их дом был открыт для поэтов, писателей, художников, религиозных и политических деятелей. «Здесь воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились», — писал один из постоянных гостей салона Андрей Белый. При активном содействии Зинаиды Гиппиус состоялся литературный дебют Александра Блока. Она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда ещё никому не известного Сергея Есенина.

Именно в Подгорном Мережковский завершает роман «Александр I» и работает над новым произведением «14 декабря», посвящённым декабристам. Здесь, по её собственному признанию, хорошо писалось и Зинаиде Гиппиус.

За 40 с лишним лет литературного труда Зинаида Гиппиус опубликовала 25 книг: стихи, рассказы, пьесы, критические статьи, которые она подписывала мужским псевдонимом «Антон Крайний». Мережковский тоже оставил после себя значительное творческое наследие из 24 томов произведений, изданных в большинстве своём ещё до революции. Это стихи, поэмы, переводы со всех европейских языков, в том числе античных трагиков, новеллы, драмы, романы.

Как мы знаем, супруги часто уезжали за границу и в итоге эмигрировали во Францию, где и скончались. Похоронены они на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Дом в деревне Подгорное — единственное сохранившееся место в России, где супруги отдыхали и работали

Литературный туризм

Так получилось, что дом в деревне Подгорное остался единственным сохранившимся местом в России, связанным с именами Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.

— Конечно, как только Александр Ксенофонтов рассказал нам об этом эпизоде из жизни Гиппиус и Мережковского, мы решили, что эту тему надо развивать. Изучали всю информацию, связанную с ними: их произведения, воспоминания современников, старожилов деревни Подгорное, другие краеведческие сведения, — говорит Татьяна Яковлева. — И в прошлом году мы организовали I литературные чтения, посвященные творчеству этих деятелей.

Тогда на веранде особняка, оставшегося от имения помещика Малышева, собрались не только местные жители и работники районной библиотеки, но и новгородские поэты.

Со временем, надеются организаторы чтений, деревня Подгорное, расположенная в 59 километрах от Малой Вишеры, станет своеобразной литературной Меккой для поэтов, критиков и просто интересующихся историей людей.

В этом же году в маловишерскую глубинку прибыл целый литературный десант из многих городов нашей страны. А некоторые бывшие жители деревни специально приехали на свою малую родину, чтобы узнать историю пребывания на этой земле известных литературных деятелей.

— Мы, конечно, знали, что в нашей деревне была в свое время усадьба помещика Малышева, — говорит петербурженка Юлия РЫБАКОВА. — Мы помним эти красивые дома, где во времена нашего детства располагались корпуса психбольницы. Но то, что здесь гостили Гиппиус и Мережковский, стало для нас настоящим открытием. Поэтому когда мы с подругой прочитали в Интернете, что здесь пройдут чтения, не раздумывая, приехали в деревню. И, получается, заново открываем для себя родные места.

После знакомства с творчеством Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, о котором рассказали работники Маловишерской библиотеки, с веранды дома помещика Малышева читали стихи уже наши современники — поэты Новгородчины. Потом было чаепитие с пирогами и экскурсия по дому. Как говорится, и мы там были, чай с мёдом пили и пытались в рифму сложить слова…

Газета «Новгородские ведомости» 24 июля 2012 года