1712

Итальянцы в Великом Новгороде

В культурном центре «Диалог» пройдут выставки:

- инсталляция «Колонна позора» Ариела Соуле и Саймона Топаровского,

- фотовыставка Франко Карлизи «Итальянские свадьбы»,

- фотовыставка Силвано Костанцо «URBAN SHADOV»,

- фотовыставка «ФОТОГРАФИЯ И НЕОРЕАЛИЗМ В ИТАЛИИ, 1945–1965».

Экспозиции проводятся в рамках официальной программы Года итальянского языка и культуры в России.

График работы выставок:

3 августа в 16-30 - открытие

с 4 августа по 2 сентября, с 11-00 до 19-00, кроме понедельника.

Стоимость билета 70 рублей (льготный - 30 рублей) Справки по т. 946-079

Организаторы:

Центр исследования и архивирования фотографии (CRAF)

Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге

Новгородский центр современного искусства

при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Для справки:

Неореализм — итальянский художественный стиль, который первоначально возник в литературе и кинематографе, а затем его влияние проявилось в искусстве фотографии. Этот процесс занял всего несколько лет.

Альберто Латтуада (Милан, 1914–Рим, 2005) был одним из предшественников неореализма; в 1941 году он опубликовал в издательстве «Corrente» каталог «Occhio quadrato» («Квадратный взгляд»). Сюжетами его работ стали виды пустых улиц, пошло оформленные витрины, разрушающиеся здания, бараки из жести, сцены на рынке, бедные интерьеры домов.

Появление неореалистического кинематографа обычно связывают с фильмом Лукино Висконти «Одержимость» («Ossessione») (1942). В нескольких километрах от съемочной площадки Висконти, Микеланджело Антониони снимал фильм «Люди реки По» («Gente del Po»). Позже, в 1945 году, зрители увидели фильм Роберто Росселини «Рим – открытый город» («Roma cittа aperta»), впоследствии считавшийся чем-то вроде визуального манифеста неореализма.

В том же году Луиджи Кроченци (Фермо, 1923–1984) опубликовал в альманахе «Politecnico» («Политехник»), возглавляемом Элио Витторини, свои первые фотоочерки – «Вечная Италия» («Italia senza tempo») и «Взгляд на Милан» («Occhio su Milano»).

Кроченци – родоначальник течения в итальянской фотографии, тесно связанного с неореалистическим кинематографом. Для его творчества характерна форма очерка, созданного с помощью фотографических изображений – «неподвижный фильм на печатной странице». В дальнейшем идея фотоочерка получила свое развитие в журналах «Sogno» («Мечта») и «Bolero» («Болеро»).

В 1951 году в журнале «Pattuglia» («Патруль») Кроченци опубликовал фотоочерк «В переулках моего района» («Nei vicoli del mio quartiere»), созданный вместе с поэтом Нанни Сельва: «Приходите в переулки моего района. В этих темных артериях, наполненных болью, каждый день накапливается нищета. Что вы хотите о нас знать? Мы пожимаем друг другу руки, одетые в лохмотья, похожие на флаги, и говорим друг другу все без страха. Когда кто-нибудь родится, он становится сыном квартала; когда кто-нибудь уходит, мы сдерживаем стук сердца и звук голоса».

Il Gruppo Friulano per una Nuova Fotografia (Фриульская группа новой фотографии) – GFNF, образовавшаяся 1 декабря 1955 года, объединяла братьев Джанни и Джулиано Боргезана, Итало Дзанниера, Альдо Бельтраме, Карло Бевилаква, Тони Дель Тина, Фульвио Ройтера. Впоследствии к ним присоединились Джузеппе Бруно, Нино Мильори, Лучиано Ферри и Джанни Беренго Гардин – пожалуй, наиболее значительные итальянские фотографы второй половины XX в. Члены группы были намерены отражать в фотографии, художественно документирующей окружающий мир, современную историю Италии. В апреле 1955 года Кроченци писал Дзанниеру: «<…> я верю, что мы должны действовать в согласии, у нас в сердце любовь к реальности, к жизни и к истории нашего народа, мы чувствуем себя живыми на нашей земле, среди людей, таких, как мы» (Archivio/Crocenzi CRAF).

2 мая 1955 года Итало Дзанниер представил в Teatro della Ribalta в Болонье тезисы манифеста неореалистической фотографии.

Эстетика GFNF, обычно сосредоточенная на последовательности изображений, как хорошо видно в работах Джанни и Джулиано Боргезана и Альдо Бельтраме, тяготела к изображению крестьянской и рабочей повседневности. Мир, в котором отображалось самосознание обычных людей, ранее представленных в фотоочерках Луиджи Кроченци, обретал новое воплощение. Такая эстетика поэтически обозначала «оные времена» и сохраняла, таким образом, идею «красивой фотографии».

В 1957 году в Венеции состоялась первая фотобиеннале.

В 1961 году Луиджи Кроченци был куратором выставки Марио Джакомелли (1925–2004) «Un Uomo Una Donna Un Amore» («Мужчина, женщина, любовь»). Джакомелли полностью изменил позицию неореализма, введя в изобразительный ряд новую сновидческую поэзию (подобно тому, что начинал делать в кинематографе Федерико Феллини) и создавая предельно лаконичные фоторассказы.

Фотоочерки Луиджи Кроченци, работы участников GFNF, фотографии Марио Джакомелли, объединяющиеся в законченные рассказы, – основные объекты этой выставки, представляющей «неореализм в фотографии».