Из-за роста цен плацкартные перевозки сократились на 9%

В 2013 году российскими поездами дальнего следования было перевезено 108 млн пассажиров. О новых сервисах и стандартах качества в системе пассажирских перевозок, а также о ценах на билеты рассказал вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Акулов на встрече с региональными журналистами, которая прошла 10 октября в Москве.

Как было отмечено, появляются такие новинки, как двухэтажные поезда, вагоны-автомобилевозы, скоростные поезда Talgo с автоматическим изменением ширины колесной пары, чтобы комфортно и быстро ездить в Европу и Китай. Развиваются высокоскоростные магистрали, ускоряются и обычные поезда: в графике 2014/2015 гг. ускорено 364 поезда. И если «Время в пути», один из ключевых факторов для пассажиров, постоянно сокращается, то о ценах на билеты такого сказать нельзя.

— Важной в наших взаимоотношениях с клиентами, без сомнения, является тарифная политика. Этот вопрос всегда очень сложный, актуальный. И в той части проблемы высокой тарифов на железнодорожные перевозки, решение которой мы не можем найти, мы соглашаемся. Это не от нас зависящая ситуация: ежегодно тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах устанавливает федеральная служба по тарифам. В 2013 году состоялся взрывной рост тарифов на 20% по этому сегменту. А это 70% всех перевозок по территории РФ. С учетом графика регулирования на 1 января 2014 г. по тарифам в регулируемом сегменте мы вышли на рубеж +32% к 1 января 2013 г. И, вроде бы, в текущем году была щадящая индексация в 4%, но фактически это сохранение той высокой ступени, которую многие пассажиры не смогли преодолеть в своем семейном бюджете, — прокомментировал Михаил Акулов.

В результате такого роста тарифов, по словам Акулова, перевозки в плацкартных и общих вагонах в нынешнем году сократились на 9%.

— Это большая бюджетная потеря для нас. Это то, как пассажир отреагировал на эти высокие цены. И мы сожалеем, что эти решения состоялись. Мы предупреждали и указывали на эластичность спроса, что пассажир именно отказом от поездки среагирует на столь непопулярную меру. Это и произошло. При этом в том сегменте, который не регулируется государством (купе и СВ-вагоны), мы за последние три года не индексировали цены выше 5%. А в 14-м году мы провели индексацию только в сентябре, то есть все лето, в период массовых перевозок, были тарифы 13-го года, — отметил Акулов.

Для того, чтобы обеспечить прирост пассажиропотока в РЖД проводят маркетинговые акции, запустили систему лояльности, ввели систему динамического ценообразования: чем раньше покупаешь билет, тем дешевле он стоит, а вскоре появятся и невозвратные билеты.

В РЖД отмечают, что ни один плацкартный вагон за срок своей службы (28 лет) не окупается, но отказаться от этого вида перевозок, имеющих большую социальную нагрузку нельзя.

— Инвестирование в инфраструктуру в условиях кризиса экономики является надлежащим инструментом для борьбы для сохранения темпов роста развития экономики. Роль Российских железных дорог является базовым элементом для расчета развития всей программы социально-экономического развития страны. Мы сегодня везем более 45% грузов и 26% пассажиром. Мы формируем 1,6% ВВП страны и 3% осуществляем инвестиций в основные средства экономики РФ. Это все показывает, что к ситуации в железнодорожном транспорте нужно относиться с большим вниманием, все, что происходит здесь так или иначе влияет на жизнь каждого гражданина страны, — отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Отметим, что ежедневно в рейс отправляются 510 поездов дальнего следования. Средняя населенность поездов, по данным ОАО «ФПК», составляет 72%. Средний возраст вагона — 19 лет.