1558

Камера! Мотор!

Оригинальная коллекция советского и западного любительского кинооборудования представлена внутри стены новгородского кремля

Стена новгородского детинца между Спасской и Княжой башнями обрела после восстановления, последовавшего за обрушением в апреле 1991 года, внутреннее пространство.

Именно в этом необычном помещении, оборудованном сегодня под выставочные залы, и открылась экспозиция, посвященная кино и истории Новгорода.

С лёгкой руки кинолюбителей и музейщиков стены детинца теперь стали своеобразным экраном для ретроспекции кадров с редких киноплёнок, на которых заснята жизнь в городе на Волхове начиная с довоенного периода.

Первый этаж новых выставочных залов рассказывает о развитии киноискусства в 1950—90 годах. Поднявшись выше, можно будет увидеть кинотехнику довоенных лет и времён Великой Отечественный войны. Кроме того, здесь впервые экспонируются редкие фотографии, являющиеся важным источником по этой теме: панорамы послевоенного Новгорода, виды памятников, а также портретные снимки архитекторов и реставраторов, участвовавших в восстановлении города. Фотографии были выполнены в 1947 году Игнатием Викентьевичем Трофимовым (1906—2002 годы) — известным архитектором и реставратором, являвшимся в 1930—40-е годы главным архитектором и научным руководителем реставрации ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Но едва переступив порог зала, первое, что увидят зрители — кадры хроники, на которой будут наши современники, посетившие эту выставку ранее. Видеофиксация посетителей с последующей демонстрацией этой необычной кинохроники — одна из изюминок проекта. Вполне вероятно, что в первый ролик попадут журналисты, пришедшие на пресс-показ, предшествующий открытию экспозиции. В перспективе же планируется, что ролики со зрителями будут обновляться и монтироваться каждую неделю.

Не менее любопытной частью нового проекта наряду с демонстрацией кинохроники разных лет является выставка советского и западного любительского кинооборудования. Десятки кинокамер и проекционного оборудования прошлого века, представленные внутри кремлевской стены, — личная коллекция новгородца Валерия РУБЦОВА.

Началось всё с кинокамеры «Экран», которая была приобретена в комиссионке. По мере того как важнейшее из искусств всё сильнее и сильнее увлекало нашего героя, коллекция пополнялась, а уровень мастерства рос. Так что изначально коллекция кинооборудования состояла исключительно из рабочей аппаратуры. Но со временем в ней стали появляться и настоящие раритеты. Например, фотокинопулемёт С-13 1948 года выпуска. Такая камера устанавливалась на советских истребителях для записи результатов учебных и боевых стрельб. Есть и более ранние экспонаты. Один из них — первая 16-миллиметровая кинокамера компании Agfa, выпущенная в Германии в 1928 году.

Какое же кино без мистики! Своё место нашла и она — в коллекции Валерия в виде паспорта к боксу для подводной съемки «Дельфин» за номером 660666.

— Это всё, что осталось от бокса с таким необычным номером. Где-то в семидесятых годах он утонул вместе с камерой в водах Чёрного моря, — рассказывает коллекционер на виртуальной странице «Музея домашнего кино».

Кстати, интернет-версия экспозиции была создана 13 января этого года, в день, когда в 1895 году братья Луи и Огюст Люмьеры запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. А вот теперь экспонаты коллекции новгородского кинолюбителя можно увидеть воочию.

Стоит отметить, что все камеры из собрания Рубцова — в рабочем состоянии. Хоть сейчас бери их в руки и со словами: «Камера! Мотор! Поехали!» начинай снимать фильм. Чем, собственно, наш герой и занимался, долгие годы возглавляя одну из любительских киностудий в Новгороде, а затем работая на местном ТВ.

— Хотя первый фильм «Страх» был снят без кинокамеры, — рассказывает Валерий Рубцов. — Это игровое кино снималось с помощью фотоаппарата и печатной машинки. По сути это напоминает комиксы. В этом фотоальбоме — 320 оригинальных фотографий-кадров. Все напечатаны и наклеены в альбом вручную. Текст набит на печатной машинке. По сюжету «Страх» — это боевик, которых нам так не хватало в обычной нашей советской жизни. Любовь, кровь, убийства, погони, перестрелки... Снимались в нём только друзья и знакомые. В роли главного злодея принял участие и я. Действие, естественно, происходило за границей.

Газета «Новгородские ведомости» от 4.08.2012