1754

Карьера земляка: Сегодня Виталий Панфилов — солист Большого театра

Виталий ПАНФИЛОВ: «Многое в культурной среде зависит от конъюнктуры».

Сегодня он солист Большого театра, в прошлом — выпускник дирижёрско-хорового отделения новгородского колледжа искусств. Много гастролирует по миру, но при этом регулярно приезжает в родной город на Волхове, чтобы дать концерт или пообщаться со студентами.

- Виталий, вы поступали на дирижёрско-хоровое отделение Ленинградской тогда ещё консерватории. А в итоге стали оперным певцом...

- Действительно, окончив новгородское училище искусств, я поехал в северную столицу, чтобы там продолжить профессиональное образование в консерватории имени Римского-Корсакова. Приехал, как «святой». Никого не знаю, обо мне тоже никто не знает. Я тогда даже не задумывался, что прежде, чем штурмовать вуз, неплохо было бы заранее туда съездить, познакомиться с преподавательским составом, на консультации походить. По приезду мне тут же сказали, что шансов у меня очень мало: набор ограниченный, кроме того практически все места «расписаны» под выпускников хорового училища мальчиков имени Глинки, в котором работают преподаватели консерватории, да и льготы «краснодипломников» со счетов сбрасывать не надо.

Но моей решимости это не убавило. Правда, когда на проверке вокальных данных один профессор посоветовал мне поступать на вокальное отделение, я очень удивился. Это было просто немыслимо! Я и в оперном театре-то не бывал ни разу. И вот за четыре дня до экзаменов я разучил репертуар и... прошел конкурс из 250 человек на 8 мест. Хоть в новгородском училище и не было тогда отдельного вокального отделения, подготовка была серьёзной.

- Вы не пожалели впоследствии, что сменили направление?

- Нет. Хотя дирижерский хлеб всё-таки легче. Он не настолько зависим от здоровья, физического состояния. Дирижёр — руководитель. Другое дело, что уже тогда шло значительное перепроизводство дирижёрских кадров, что уж говорить про сегодняшние дни! Сейчас такого интереса к самодеятельности, хоровому пению, в частности, какой был в советские годы, давно нет. Я знаю многих толковых коллег, которые учились в моё время на дирижёрском. Сегодня многие из них регенты церковных хоров. И это максимум, на что они могут рассчитывать.

- Ваша карьера как оперного певца сложилась удачно: уже много лет вы сотрудничаете с Большим театром в качестве приглашённого солиста. А с чего, собственно, всё началось?

-С прослушивания в 2003 году в стажёрскую группу театра. Я тогда как раз только вернулся с вокального конкурса. Правда, лауреатом я не стал, зато, как говорится, был в тонусе. Мне студенты часто говорят, зачем участвовать в конкурсах и фестивалях, если сразу понятно, что диплома не видать. Но для певца, инструменталиста главное не победа, а участие. А подготовка к конкурсам, прослушивания не дают тебе застаиваться. Мне лично это состояние тогда очень помогло.

- Вы всегда были приглашённым солистом. Неужели никогда не возникало желания войти в штат первого театра страны?

- Никогда. Это привнесло бы массу неудобств. Лично для меня, по крайней мере. Во-первых, нужно переезжать на постоянное место жительства в другой город. Да и на самом деле у штатного солиста театра очень небольшая зарплата. Основной же источник дохода артиста — контракты на исполнение спектаклей. Так что наличие зарплаты — единственное отличие штатного солиста от приглашенного. Причём в те годы зарплата штатного в Большом театре была чисто символической, но при этом он был совершенно подневольным человеком. Помню случай, например, когда выдающийся бас современности давал юбилейный концерт: поздравить коллегу приехали звёзды мировой оперы. И вот не менее выдающийся итальянский баритон за полчаса до выхода на сцену заявил, что петь не будет, так как у него нет голоса. А у него огромный дуэт. Вся программа рушится, и что делает руководство Большого? Звонит штатному баритону, который знает эту программу, и срочно вызывает на сцену. И их не волнует, что человек с семьёй отдыхает за городом, например. Надо, значит надо. Подобная суть взаимоотношений между работодателем и работником меня всегда смущала.

- После открытия главной сцены Большого театра вы продолжите сотрудничество с этим учреждением культуры?

- Оно и не прекращалось. Другое дело, что репертуарная политика театра сейчас откровенно слабая. Все силы, видимо, ушли на открытие главной сцены. Количество опер и частота их исполнений в последнее время были сведены практически к нулю. Это не секретная информация — можно зайти на сайт и посмотреть раздел «Афиша» за сентябрь, например. В Мариинском театре, надо отдать должное, работа кипит «со страшной силой». Это касается оперных спектаклей, в частности. Они идут каждый день. Кроме того, бывают ещё утренние постановки, плюс задействована дополнительная сцена. Репертуар огромен: на любой тип голоса и вкус. Начиная с произведений ранних итальянцев, музыки немецких и французских композиторов, заканчивая большим спектром русских опер, в том числе, советского периода. В Большем театре такого нет. Может быть, со временем ситуация исправится. Тут уж невольно возникает вопрос: зачем им приглашённые артисты? Я и когда только пришёл работать в Большой, этого не понимал. Весь их репертуар могут обеспечить штатники. А они сидят без дела.

-Вы плотно сотрудничаете с оркестром народных инструментов новгородской областной филармонии под руководством Виталия Беляева. Я знаю, что сейчас вы готовите новую программу, которую представите на фестивале «Русская музыка». Что ждет зрителей?

-Существует целый пласт музыки советского периода, который сейчас забыт. А ведь такие композиторы, как Мокроусов, Милютин, Дунаевский, ранняя Пахмутова писали много хорошей музыки. Пусть это была эстрада, но очень качественная. Звёзды оперы самой первой величины не гнушались это исполнять. Много такого репертуара было у Сергея Лемешева, прибалтийского баритона Георга Отса. Запись песни «Одинокая гармонь» можно найти даже в исполнении Ива Монтана. Это говорит о действительно высоком уровне качества этих музыкальных текстов. Они очень академично написаны. Так что в одном из отделений нашего совместного с оркестром народных инструментов концерта новгородцы услышат любимые мелодии советских лет.

Газета «Новгородские ведомости» 20 декабря 2011 года