1344

Коллекция музея-заповедника пополнится работами именитого скульптора

В Музее изобразительных искусств открылась выставка известного московского скульптора Александра Бурганова - действительного члена Российской академии художеств, Народного художника России и Удмуртской АССР, доктора искусствоведения, профессора МГХПА им. С.Г. Строганова, члена Союза художников России.

- Когда мы занимались реэкспозицией залов искусства России XX века, то решили, что один зал будет посвящён графике и экспозиции скульптуры ведущих мастеров этого направления, - отметила Татьяна КАЗАРМЩИКОВА, заместитель генерального директора новгородского музея-заповедника. — Открывает этот зал выставка Александра Бурганова. Для нас большая честь представлять работы такого мастера. Александр Николаевич — скульптор с мировым именем, внесший большой вклад в развитие школы монументальной скульптуры и один из основателей школы архитектурно-декоративной пластики. Его памятники и монументальные ансамбли установлены в городах России и за рубежом: Бельгии, Германии, Финляндии, США, Югославии. Но основные его работы украшают Москву («Принцесса Турандот» у театра имени Вахтангова, «Пушкин и Натали» у музея-квартиры А.С. Пушкина на Арбате, памятник М.Ю. Лермонтову на Молчановке, памятник И.А. Бунину, памятник основательнице Академии музыки Е.Ф. Гнесиной — один из красивейших в Москве, портреты русских художников на станции метро «Третьяковская», бюст Андрея Тарковского в Большом Афанасьевском переулке, рельефы храма Христа Спасителя и многое другое).

Александр Бурганов - лидер нового направления, которое он называет: «Новый романтизм». И все его творчество — это стремление изобразить внутренний мир человека с его надеждами, пороками, страхами и восторгами. Чувства эти наиболее подлинно, по мнению Бурганова, проявляются в сновидениях, и его творчество, с некоторых пор, повинуясь собственным законам, стало жить в двух пространствах: во сне и наяву.

Новому направлению была посвящена его персональная выставка «Сновидение внутри нас. Магический кристалл». Она с успехом прошла в Москве в Центральном Доме художников, а в 1993 году выставка работ А. Бурганова, которая называлась «Магический реализм», прошла в Германии.

В 1984 году на базе творческой мастерской Александра Бурганова в историческом центре Москвы в районе Старого Арбата был основан Московский государственный музей «Дом Бурганова», который открылся в 2001 году. В нем воплощена идея маленького романтического музея, где можно бродить и наслаждаться искусством почти наедине. Кроме работ А.Н. Бурганова в коллекции музея находятся произведения классической и современной скульптуры России и стран Западной Европы. Экспозиция находится под открытым небом. Постоянная экспозиция: Скульптура Александра Бурганова под открытым небом и в выставочных залах музея. «Люди-легенды» - скульптурные портреты Иосифа Бродского, Рудольфа Нуриева, Ивана Бунина; сад скульптур «Сивцев Вражек».

На выставке в Музее изобразительных искусств представлены 16 скульптур и 22 графические работы скульптора автора. А часть скульптур стоят прямо у входа в музей — на улице.

- Александр Николаевич, зрители могут видеть ваши работы, ещё даже не заходя в музей. На улице стоят большие архитектурные композиции. Тогда как в выставочном зале представлены достаточно камерные работы. Что вам ближе?

- Если говорить обо мне, как о художнике, то моё главное лицо — это в значительной степени те работы, что вы видите при входе в здание. Архитектура рождает скульптуру и наоборот. Всё взаимосвязано. У меня было много мыслей, как оформить фасад музея, вписав в эту колоннаду работы. Так здесь появилась «Рука творца» и ещё две работы, подходящие по оформлению к этому виду.

- Вы один из первых российских скульпторов, решивших выставлять свои работы на улице, устраивая выставки под открытым небом…

- Ещё студентом я хотел сделать выставку на вокзале — это очень удачное место: народу много. Думал создать специальную композицию «Прощание», что очень символично: люди провожают своих родных, знакомых и видят, что здесь тоже уже кто-то прощается. Но тогда не удалось это осуществить. А сейчас настало время выставок, которые сами выходит из музея на улицу.

- Вандализма не боитесь?

- Да, нет. Ну, ломали моей золотой Турандот руки, так я снова её делал. Здесь нет ничего страшного.

- Специально к выставке в Великом Новгороде вы создали композицию «Знамение», которая встречает зрителей внутри музея. Что вас подтолкнуло к этому?

- Мне хотелось сделать что-то для вашего прекрасного города. Я бывал здесь ещё студентом в далёкие 1960-х годах. Новгород среди русских городов — что-то особенное. Гигантский размах архитектуры и пейзажа. Не знаю, где такое можно сыскать. Москва с её хаосом и нагромождением домов друг на друга не сравнится с Новгородом никогда. Да и по значимости в истории Новгород не уступает. А икона «Знамение» — символ вашего города, икона, которая спасла город в битве с суздальцами.

- Можно предположить, что эта скульптурная композиция останется в Новгороде?

- Я сейчас обсуждаю этот вопрос. Конечно, я бы хотел, чтобы она осталась в Великом Новгороде, но стояла не в музее, а на улице: в парке или каком другом достойном месте для такой темы. Несколько своих небольших работ я подарю вашему музею-заповеднику. Он просто великолепен. Как и ваш город.