1485

Кукольный бал

22 марта 2013 года в 16:00 в Детском музейном центре (Кремль, Судейский городок, д.3) открывается выставка «Кукольный бал». На выставке представлено около 80 кукол из частной коллекции Елены Бритиной (г. Москва). Посетители увидят антикварных кукол (1907-1911 гг.) фирм «Simon&Halbig», "Арман Марсель" и "Хойбах" (Германия), "Французское общество производителей игрушек" и "Жюмо" (Франция), "Маротте" (Италия), авторских художественных кукол Мэри Османд, Арманда Марселя, Линды Рик, современных авторских кукол Патрисии Лавелесс, кукол в национальных костюмах кампании «Adora Inc.», кукол-репликантов художника Мэри Беннер.

Каждая кукла, представленная на выставке, имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Такая «печать» ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. Каждая коллекционная кукла имеет ещё и сертификат с информацией, что и на маркировке: автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, личная подпись мастера. Это куклы-репликанты, точные копии антикварной куклы. Технология изготовления репликанта в идеале повторяет старую технологию. Одним из самых известных художников по репликантам можно назвать Мэри Беннер (Mary Benner).

История фарфоровой куклы началась еще в XVII веке, когда Франция, желая стать законодательницей мод, начала производить фарфоровых красавиц, одевать их в платья по последней моде и рассылать по всему миру. Эти куколки были манекенами и журналом мод одновременно. Самым известным кукольником Франции является Леон Казимир Брю.

В XIX веке во Франции ручное производство кукол превратилось в промышленное: здесь впервые стали изготавливать игрушки с фарфоровыми головами. На долгие годы страна превратилась в мирового лидера по производству маленьких копий человека.

К концу XIX века инициативу в изготовлении кукол перехватила Германия и вскоре разделила с Францией первенство в этом сложном ремесле. Один из самых известных немецких кукольных фабрикантов - Арманд Марсель (родился в Санкт-Петербурге в 1856 году) - на своей фабрике игрушек изготавливал кукол с керамическими головками – недорогих, доступных для всех, и высочайшего класса.

Россия долго была лишена кукольного изыска - вплоть до XVIII века, пока в страну не стали завозить фарфоровые диковинки из Европы. Заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками, необыкновенно пышными париками, в платьях из натурального шелка, отделанные кружевами тончайшего плетения, попадали из Англии, Франции и Германии. В XIX веке открылся Императорский завод Журавлева и Кочеткова, и вопросами эстетизации кукол занялись художники – Н.К. Рерих, Ф.А. Малявин, В.Д. Поленов, И.Я. Билибин и др. Российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всем мире. Такие куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости. История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Она проработана художником до тончайших деталей, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения последних, на первый взгляд совсем незначительных, деталей костюма. Это кукла со своим именем, своей историей, настроением и только со своим неповторимым характером.

Выставка будет работать с 23 марта по 17 мая 2013 года ежедневно с 10 до 18 часов, кроме понедельника (27 марта, 24 апреля – санитарные дни).