1295

Марк Шагал в Великом Новгороде

В городском выставочном центре «Диалог» открылась выставка работ Марка Шагала.

Несмотря на значительный интерес к творчеству мастера во всем мире, серия библейских работ и до сегодняшнего дня является малоизвестной для широкого круга зрителей. Она была задумана Шагалом еще в 1920-е годы, но тогда художник, по его собственным словам, «не видел Библию, а мечтал о ней». Чтобы «увидеть» литературное произведение, ему необходимо было прикоснуться к стоящей за этим произведением живой реальности.

В 1931 году Шагал провел несколько месяцев в Палестине, а также в Сирии и Египте, и впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей и затем, частично на их основе, серии из 105 офортов, законченной уже в послевоенные годы. К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик, Амбруаз Воллар, так и остались неизданными - Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте.

В послевоенное время излюбленной графической техникой Шагала становится литография, цветная, а также черно-белая. Литография являлась почти полным аналогом живописи в гравюре и как нельзя лучше отвечала особенностям стиля позднего Шагала, предоставляя при этом оптимальные возможности для тиражирования. После возвращения в 1942 году во Францию художник присоединяет к довоенному циклу офортов к Библии (изданы в 1956 году) большую серию цветных литографий. В том же 1956 году в журнале «Верв» публикуются 18 цветных и 12 черно-белых литографий к Библии, а в 1960 году в сдвоенных номерах журнала - еще 24 цветных и 22 черно-белых литографий. В итоге возник новый обширный цикл библейских иллюстраций.

Подробнее о выставке мы попросили рассказать директора Городского выставочного центра Сергея ПУХАЧЁВА.

- Сергей Борисович, как вам удалось заполучить Шагала?

- Экспозицию нам предоставила столичная фирма «Арт-регион». На определённых условиях, конечно. У организаторов были свои определённые требования к её проведению: начиная от развески работ, заканчивая посещаемостью. До нас выставку увидели в 15 городах страны. Надеюсь, и новгородцы охотно пойдут на Шагала.

Кроме того, представленные картины — собственность немецких коллекционеров: в музейных коллекциях России произведения Шагала этой графической серии не представлены. Поэтому данный проект можно смело назвать уникальным.

- Обычно имя Марка Шагала ассоциируется у людей с его знаменитыми «Летающими влюблёнными». Чем интересна библейская линия в его творчестве?

- Действительно, это побочная линия его творческих размышлений. Но не менее интересная. Как известно, Шагал, родившийся в Витебске, через всё своё творчество пронёс любовь к родному городу: он часто писал Витебск с его колоритными героями: скрипачом, грузчиками. Его работы всегда отличали экспрессия, особый, узнаваемый колорит. Всё это есть и в представленных работах.

- Но ведь иудаизм выдвигает особые требования к изображению: запрещается писать людей, небо… У Шагала иллюстрации к Библии полны символов, особых знаков. Но при этом полны юмора и иронии. Уместен ли, на ваш взгляд, подобный подход в данном случае?

- Как говорил Набоков, комическое от космического отличает лишь одна буква. Витебск — был центром хасидизма — религиозного течения, которое говорит о том, что Богу угодна, прежде всего, радость, даже больше, чем молитва. Шагал не был религиозным. Он говорил, что его молитва — это его работа. Но мотивы хасидизма находят отражение в его радостном восприятии мира, где-то по-детски наивном, ироничном. Но это не примитивизм, как говорят некоторые, а мудрость гения.

- Сергей Борисович, раскройте секрет: может быть, новгородцы увидят в ближайшем будущем и Пикассо, например?

- Мы ведём переговоры с «Арт-регионом» на эту тему. Если новгородцы проявят заинтересованность, будет хорошая посещаемость, вполне вероятно, что мы сможем показать и работы Пабло Пикассо, и Сальвадора Дали...