1246

Московские учёные проанализировали архитектуру новгородских храмов

В культурном центре «Диалог» 24 октября архитекторы и ученые презентовали выставку «Невидимое в видимом. Византия и Россия». Выставленный материал должен помочь новгородским архитекторам создавать современные храмы. 

Маргарита Городова и Владимир Ларионов перед открытием выставки прочитали зрителям лекцию «Отражение культурно-цивилизационной парадигмы в культовых сооружениях средневековой Руси». Более 20 лет учёные исследуют взаимосвязи в церковной архитектуре между Россией и Византией. За 2011-2012 год посетили со своим проектом Белгород, Егоревск, Ярославль и Екатеринбург. Приехать в Великий Новгород из Москвы с экспозицией исследователям помог НПО «Институт русской живописи».

- Новгород был у нас обследован в 2009 году. И благодаря Новгороду и во многом благодаря нашей экспедиции в Армению, где по этой же системе мерили армянские храмы, мне удалось осмыслить тему канона и понять, какая каноническая система заложена в архитектуре. Понять, что это действительно основа в Древнем предании. Очень серьёзная математическая модель была заложена в структуре древнерусского храма. При анализе Софии открылся математический ряд, основа которого макрокосмос и микрокосмас, совершенно явные интеллектуальные параллели в средневековых храмах Италии. Глобальные параллели, которые наблюдаются в средневековой архитектуре, уходят глубокими корнями в архаичную традицию. Занимаемся мы этим давно, а конца и края нет. Сомневаюсь, что жизни хватит всё исследовать. Дай Бог, что придут люди, которым это интересно, я думаю, они найдут, что здесь посмотреть, - говорит архитектор и исследователь Маргарита Городова.

При изучении темы «Византия и Россия»  исследователи собирали материал в Москве, Пскове,  Армении и Константинополе.  Выставка нацелена на просвещенную в теме канонической архитектуры публику — архитекторов и музыкантов.

 - Эта выставка может быть опорой для современного строительства. И это важно для осмысления нашего наследия с точки зрения того языка, который открывают нам архитектурные формы. Не надо бояться разговора о числе, потому что число и пропорция — язык архитектора. Это роднит числовое исчисление и с музыкой, это становится универсальным языком современности. Эта тема может быть интересна музыкантам. Гармонический ряд, который встречается в русских храмах, прослеживается в музыкальном каноне. Это универсальная проблема, которая может заинтересовать многих специалистов, - отмечает Маргарита Городова.

На выставке «Невидимое в видимом. Византия и Россия» представлен анализ 11 храмов Великого Новгорода. Таких, как Храм Святой Софии, Николо-дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, храм Спаса-преображения на Нередице, Рождество Богородицы в Перыне, Успение Богородицы на Волотовом поле, церковь Фёдора Стратилата на ручью. На этих 11 храмах можно проследить те варианты, которые использовались древнерусским зодчим для того, чтобы воплотить образ небесного града в церковной архитектуре.

 

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: Прямая речь.