1532

Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» пригласил всех желающих на съезжий праздник «Спасы»

Колокольный звон по традиции возвестил о начале съезжих гуляний. Как всегда гостей ждала богатая ярмарка – ремесленники предлагали сувениры и обереги, торговцы угощали медом, яблоками, орехами, квасом и медовухой. Также посетителей Витославлиц ждал сюрприз – открытие нового музейного объекта – овина «садило». Перед зрителями разыграли настоящее представление – девушки собрали с поля зерновые, созвали гостей, наперебой хвалили новый овин и его хозяина. Эта постройка в старину использовалась для сушки снопов зерновых и технических культур. Овин привезли в Витославлицы из деревни Вахонькино Вологодской области, ранее принадлежащей Череповецкому уезду Новгородской губернии. Гостей в честь праздника угостили пирогами и настоящей медовухой. А в это время у избы Шкипарева вовсю кипела работа – мастерицы пряли, ткали, продавали льняные изделия. Процесс обработки весьма трудоемкий – лен теребят, околачивают, мнут, треплют и очесывают, а после из получившейся кудели прядут нити. На Руси девушка, не умеющая прясть, часто не могла выйти замуж – считалась ленивой и неумелой. Поэтому матери старались посадить маленьких дочерей за прялку в раннем возрасте – лет с шести. Девушки обычно пряли на посиделках. Работа была постоянной и запрещалась лишь накануне больших религиозных праздников и во время них. К Льняному Спасу крестьянка всегда готовила побольше полотен и продавала их на ярмарке. Считалось, что продать льняную ткань в этот день – хороший знак – всегда будет на полях хороший лен. Одежда из него была очень популярна, даже цари ею не гнушались. Пчельники, или пасечники, свой товар предлагали во время Первого Спаса. Некоторые в праздник даже бесплатно угощали медом всю деревню. Медовый Спас, по старому стилю, отмечался первого августа – в день Крещения Руси, отсюда и еще одно его название – Мокрый. Церковь традиционно проводила водосвятие. «Детей купали, всегда чистые новые рубашечки им готовили, чтобы здоровье было – считалось, что вода обладает целебной силой. Нужно обязательно принять омовение. Еще коней купали, в реку загоняли, поили водой освященной, сами пили воду», - пояснила Татьяна Климова, старший научный сотрудник музея «Витославлицы». Об истории всех трех праздников гости музея могли узнать на большой выставке – «У Спаса всего в запасе». Здесь представлены экспонаты из фондов «Витославлиц», связанные с прядением и ткачеством, пчеловодством и сбором урожая. Также посетители как всегда смогли поучаствовать в мастер-классах, народных играх и молодецких забавах.