929

На очередном заседании Литературного клуба при НовГУ.

Заседание состоялось 7 октября на новой территории — в любезно предоставленном руководством Политехническим институтом уютном и технически оснащенном конференц-зале. Основной доклад по обозначенной теме «Литературная пародия: вчера, сегодня, завтра» был сделан сопредседателем Владимиром Исаковым.

Начав с определений пародии в словарях, автор доклада указал на их неполноту с течением времени. Словари подразумевают под пародией «комическое или сатирическое подражание кому-чему-либо», т.е. подражание стилю. Однако в русской литературе помимо привычных стилизаций возникли пародии-насмешки на откровенную графоманию, не имеющей своего оригинального стиля.

Была рассмотрена также история русской литературной пародии, зачинателем которой был в 18 веке А.П. Сумароков, написавший «Дифирамб Пегасу» - пародию на ломоносовскую школу в поэзии.

Ф.М. Достоевский использовал пародийные приемы в своих романах, литературоведами отмечены в некоторых из них пародии на Гоголя, на Тургенева.

Литературная пародия в советское время начиналась с книги «Парнас дыбом» трех аспирантов Харьковского университета, где был спародированы стили таких поэтов и прозаиков, как Бунин, Волошин, Ахматова, Гумилев, Надсон, Бальмонт, Саша Черный, Северянин, Маяковский, Есенин, Некрасов, Брюсов, Блок, Мандельштам, Демьян Бедный, Оскар Уайльд, Анатоль Франс, О,Генри, Зощенко, Карамзин, Козьма Прутков…

Далее пришли такие величины как Александр Архангельский, а также И.Ильф и А. Петров со своими сатирическими романами «Золотой теленок» и «12 стульев» - пародийной панорамой нравов уходящей России и наступающей новой. Преддверие перестройки ознаменовалось появлением целой плеяды пародистов во главе с Александром Ивановым, борющихся с литературной серостью.

Сегодняшнее время характеризуется удивительным феноменом. Пародируется многое: телепередачи, реклама, фильмы, сериалы, политические деятели, эстрадные артисты и певцы… Но исчезли литературные пародии.

Выступающий предположил, что причины этого явления следующие. С одной стороны писатели и поэты вышли из фокуса общественного внимания, как это было в 70-80-х годах прошлого века. С другой стороны мощные информационные потоки через современные коммуникации, интернет меняют саму литературу и, главное, понятие «стиля» в литературе… В ходу какое-то время могут быть пародии-насмешки, как форма виртуозных аргументов в спорах на интернет-форумах. Стилизации же останутся лишь в узком кругу друзей и знакомых автора…

Затем были обсуждены технологии написания стилизаций и насмешек. Отвечая на вопрос о долговечности пародий, Исаков заметил, что роман Сервантеса «Дон-Кихот» был написан как пародия на рыцарские романы того времени с обязательными рыцарем, конем, оруженосцем, дамой сердца и излишней велеречивостью. Эта пародия-стилизация переросла свою причину. Однако подобные примеры чрезвычайно редки…

В заключение было объявлено о наборе неопубликованных материалов к очередному сборнику Литературного клуба «Ярославов день — 2011».