Нереальный генплан
Обсуждаемый вчера, 15 ноября 2008 года, Генплан Великого Новгорода вызвал массу споров и недовольств со стороны депутатов гордумы. Они обвинили архитекторов в том, что ничего не поняли, и даже не потрудились приложить хоть каплю усилий к тому, чтобы это сделать. А ведь именно они будут принимать от лица всех избирателей такое важное решение, как принятие Генплана. Депутат Юрий Пшеницын даже демонстративно покинул заседание. В отличие от народных избранников корреспондент ИА «Ваши новости» не побоялся и не поленился потратить немного времени, чтобы разобраться, а что все-таки генеральный план развития города, разработанный до 2025 года, даст нам с вами, простым новгородцам.
Основными направлениями Генплана, на которые стоит обратить внимание и которые действительно касаются каждого новгородца, являются развитие производственных и жилых районов, транспортная схема и туристическое направление. Рассмотрим их по порядку.
Даешь жилье и производство
По задумке архитекторов существующая граница городской черты должна будет значительно расшириться (на схеме №2). Предполагается широкое развитие Григорово, Новой мельницы, Плетнихи, Деревяниц, Псковского жилого района. Жилая застройка будет развиваться в Псковском и Деревяницком жилых районах, появятся коттеджные районы. Предусмотрена реконструкция центра города, окончание застройки завокзального района, развитие 147-го (территория бывшего аэропорта по дороге на Юрьево) и 152-го (у Гидромелиоративного техникума на выезде из города, по улице Псковской) кварталов.
Немаловажным является и то, что с центра города будут выводиться все производственные территории. Они будут постепенно «выморачиваться». Площадки, куда будет выноситься производство, зарезервированы в санитарной зоне ОАО «Акрон» (у самого предприятия и по Лужскому шоссе, по дороге к «Акрону»), в Панковке. По словам главного архитектора Генплана Марии Варламовой, в настоящее время производственные территории занимают 70% территории города, и это неправильно, так как скоро город может просто задохнуться. И в Генплане заложено решение этой проблемы.
Для предприятий, которые хотят развиваться, вводить новые технологии, старые помещения уже не подходят. Им проще будет выехать на производственную территорию и построить новые помещения. Например, «Планета», «Волна». Вот как они вышли из города? Их постепенно выкупали или перепрофилировали. Вот так и будет проходить постепенно, не в один день. Мы Генпланом намечаем, какие производства нужно вывести из города, потому что они наносят вред окружающим. А на их месте в дальнейшем будут жилые зоны или соцкультбыт, торговые центры. Например, в ближайшее время «уйдут» «Алкон», типография «Печатный двор», швейное производство рядом со Звериным монастырем, «Golden Lady» на Германа (там будет торговый центр).
Нужен мост!
Так же один из самых волнующих моментов для горожан — транспортная схема. По Генплану заложено три новых мостах — соединяющий улицы Студенческая и Великая, Деревяницкий мост и Южный (по «быкам»). Если эти новые мосты не появятся, то к 2015 году, по прогнозам специалистов-транспортников, пассажиропоток в час пик по мосту Александра Невского будут проходить 9 тысяч машин.
Пусть Михаил Коржев, бывший главный архитектор города, высказывал свои недовольства, но мост на Студенческой нужен городу. Он будет шестиполосный, и заезды и съезды предусмотрены, и развязки там будут двухуровневые. Он примет на себя большую часть пассажиропотока и разгрузит мост Александра Невского. Это очень удобный для транспорта мост, меньший поток пойдет в центр города. А сейчас же у нас весь транспорт идет через центр.
Отметим, что транспортную схему города разрабатывают специалисты из Санкт-Петербурга. Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры разработал схему автомобильного транспорта, «Ленгипротранс» — железнодорожного, ЗАО «Ленгипроречтранс» — водного. Воздушный транспорт со строительством взлетно-посадочной полосой предусмотрен в Кречевицах.
Все для туриста
Нам нужно развивать туризм. Очень много памятников, а обслуги нет. Мы закладываем в Генплане туристические центры, дороги. Южный мост по «быкам» нужен только для туристов. Мы предлагаем вывести водопроводные сооружения, которые заняли один из лучших участков города (у улицы Посольской). Мы предлагаем там сделать туристический центр.
Кроме этого центра, архитекторы предлагают сделать в том районе целый туристический маршрут: проложить дорогу к району, где стоит церковь Спаса на Нередицы (Малый Волховец, Сиверсов канал), и соединить эту территорию Южным мостом с Юрьево, где уже сейчас развивается туристическая деревня «Юрьевское подворье». Кроме того, дорогу предполагается продолжить до трассы на Москву.
Эти меры, обеспечивающие транспортное удобство, помогут обеспечить приток туристов, развитие инфраструктуры. Эти отдаленные районы, где много исторических памятников, которые потенциально могут привлекать большое количество туристов, находятся в настоящее время «на отшибе», и попасть туда очень сложно. По Генплану попасть в Юрьево можно будет и по Волхову на пароходе. Развитие речного транспорта по Генплану это подразумевает. Водный маршрут с остановками в Деревяницах, Кремле предлагается проложить от Кречевич до Юрьева.
И какие же у нас перспективы?
Но, по словам Марии Варламовой, Генплан — это все-таки не закон. Архитекторы только закладывают перспективы, но не факт, что город будет развиваться именно так.
К сожалению, от Генплана мало что зависит. Если сейчас нужно строить Студенческий мост, который так необходим городу, мы будем строить Деревяницкий. Ну что ж, тогда будем ждать транспортный коллапс. У нас заложено в Генплане шесть мостов. Направления развития города мы закладываем, и администрация будет знать об этом. Но все будет зависеть от бюджета.
Для «подстраховки» архитекторы разработали на основе Генплана Правила землепользования и застройки, которые в отличие от генерального плана являются юридическим документом. Будем надеяться, что хоть благодаря нему предложенное архитекторами развитие города хоть как-то реализуется. Хотя бы на те 70%, на которые был реализован Генплан 1988 года. «Вы представляете, сколько мы тогда загубили хороших идей», — только разводят руками архитекторы.
Фото Михаила Мордасова. На схеме №1 и №2 — проект городской черты. Чтобы рассмотреть изображения более подробно, перейдите по ссылке, скачайте их и увеличьте.