877

Никитские чтения завершились. Заседание отделения "Просвещение и педагогика"

В рамках XIII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения»), посвященной 1150-летию славянской православной письменной культуры, в Воскресной школе храма св. блгв. князя Александра Невского состоялось заседание Отделения «Просвещение и педагогика». Сквозной темой заседания были мысли, высказанные в день открытия Чтений митрополитом Новгородским и Старорусским Львом, вице-губернатором Новгородской области Александром Смирновым, профессором НовГУ Александром Моториным - о необходимости жить по евангельским заповедям, возвратиться к истинно русским ценностям, сохранить свою самобытность и духовно-нравственную основу жизни.

В докладе О.В. Гусаковой («Суворовское военное училище МО», СПб.) говорилось о патриотизме и духовной идентичности современного россиянина: «Русский – тот, кто любит Россию всем сердцем» (Гоголь). Л.А. Юрявичиене (Школа им. Андрея Рублева, Клайпеда, Литва) посвятила свой доклад изучению «педагогического клада» Псалтири на уроках в современной школе, о поэтической структуре семитской поэзии, основой которой является смысл, а не рифма, облегчающая запоминание стиха. Одним из представленных ею экспонатов была фотография первой дощечки Новгородской Псалтири (Церы), найденной на Троицком раскопе Великого Новгорода студентами исторического факультета НовГУ 13 июля 2000 г.

В докладе зав. кабинетом Научно-исследовательского музейного центра «Лихудовский музей» Инны Григорьевой «Братья Лихуды в старообрядческой традиции» речь шла о культурной семантике образовательной деятельности братьев Лихудов, приглашенных в Россию в 1685 г. патриархом Иоакимом (1674-1690), ранее архимандритом Чудова монастыря и митрополитом Новгородским. В докладе было подчеркнуто, что в основе личных симпатий патриарха Иоакима лежала старая Русь, защиту традиций которой он связывал с опорой в становлении новых образовательных учреждений на греческих «дидаскалов». Именно это сближало партию «грекофилов» со «старомосковской партией», с ушедшими в раскол старообрядцами.