1685

Новгородцам покажут картины-комиксы

Петербургский музей современного искусства Эрартапривезёт 8 августа  в Великий Новгород выставку  «После комикса».  Проект направлен на то, чтобы узнать, насколько российская публика готова воспринимать комиксы в качестве отдельного вида искусства.

Выставка представляет не сами комиксы, а произведения современного искусства, связанные с комиксами. Некоторые авторы выставки используют художественные приемы, характерные для графических романов, другие создают работы в виде собственного исследования комикса как вида искусства, а кому-то из художников ближе героический пафос традиционных американских комиксов, и они помещают знаменитых героев в пространство своей живописи.

– Выставка любопытна, прежде всего, тем, что пытается проанализировать, как один вид искусства проникает в другой. Частично это выяснилось уже в ходе работы над проектом, так как одна из его частей представляла своего рода творческое задание: нескольким российским художникам предложили создать произведения на тему комиксов. Именно эти итоговые работы отчетливо демонстрируют, что для большинства комикс прочно ассоциируется с пантеоном Marvel, а число ценителей авторского комикса весьма не велико, – отметила куратор выставки, куратор музея современного искусства Эрарта Елизавета Шагина.

Через экспозицию проект рассказывает об истории отношения к комиксу в России, где в советское время его просто не было, но была плакатная графика, затем появились комиксы на вкладышах от жвачки, и только некоторые андеграундные художники создавали свои собственные комиксы. Об этом говорят работы Владимира Грига, представляющего выдуманный им самим комикс в советской плакатной традиции, затем Стас Казимов со своей работой «Вкладыш» демонстрирует моду 90-х, также представлены несколько произведений 70-х годов первого советского комиксмена Юрия Александрова.

– Во время подготовки пришлось сознательно пойти по пути противопоставления художников, которые имеют отношение к комиксу и разбираются в нем и авторов, для которых обращение к теме комикса стало неким экспериментом. В первой категории «знатоков» важно было показать именно тех авторов, кто начал работать с комиксом еще тогда, когда в Россию его, по сути, не было. А также сравнить ситуацию с европейским опытом, на примере работ Йохена Гернера, для которого комикс – часть его художественного высказывания, – рассказывает Елизавета Шагина.

Авторы для второй категории «экспериментаторов» выбирались по принципу близости их искусства к графическому языку и необычному юмору, свойственному создателям комиксов. Некоторые авторы новых работ решили задачу в виде полноценных авторских комиксов на одном холсте, с законченной историей. Французский автор, например, использует настоящие фрагменты известных комиксов, но сюжетная линия пересказывается лишь средствами искусства, динамикой построения отдельных деталей.

– Публика тоже реагирует на то, что им ближе и понятнее. Поэтому по уже прошедшей выставке в музее Эрарта (Санкт-Петербург), по комментариям в соцсетях, заметно, что любые интерпретации мэйнстримовского комикса больше привлекают зрителя, чем цитирование авторской графики Эрже или Чарльз Бёрнса, – сказала Елизавета Шагина.

Выставочный проект “После комикса” был подготовлен специально для музея современного искусства Эрарта и прошел в Петербурге весной 2014, Новгородский центр современного искусства станет второй площадкой для проекта уже в его уменьшенном варианте. Выставка пройдёт в Великом Новгороде с 8 августа по 7 сентября 2014 года.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: Прямая речь.