1291

Новгородцы увидят, как создаётся икона

В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли по Благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва открылась выставка «Икона: от молитвы до образа». Это новый проект музея и группы компаний «ГАМАС».

-Вместе с учащимися иконописной школы-мастерской «Преображение» при храме во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» в Санкт-Петербурге мы предлагаем зрителям пройти весь путь создания образа: от нанесения на доску левкаса до покрытия иконы олифой, - говорит научный сотрудник фирмы «ГАМАС» Ольга Головина. - Фотографии, сделанные во время занятий, позволят узнать технологические тонкости, а пояснительные тексты помогут зрителям разобраться в символике некоторых стилистических особенностей иконы. Ведь зачастую на выставках зрители мимоходом просматривают иконы, так как многие не понимают значения тех или иных символов., не знаю образов святых, их имён. Наш проект и направлен на восполнение, хотя бы отчасти, этого пробела.

На выставке представлено около пятидесяти икон, написанных учениками и руководителем студии Еленой Василёвой, и столько же подготовительных работ к ним.

Получив образование иконописца, Елена Ивановна работала как реставратор, ею написаны иконы для более чем пятидесяти храмов Петербурга и Москвы, а также два иконостаса для храмов Ленинградской области. Желание передавать свой опыт другим людям привело к созданию иконописной школы. Сейчас в школе-мастерской обучается около двадцати учеников.

-Елена Ивановна, знаю, что ваша школа отличается от многих?

- Она отличается тем, что я беру любых учеников. Даже тех, людей, которые не умеют писать, но у них есть желание Я ориентируюсь по притче о талантах: Господь каждому дал талант и возможности. И каждый человек может попробовать свои силы в чем-то. Сказать, как быстро становятся иконописцами я не могу - это вопрос времени, возможностей человека и его способностей.

- Расскажите, как строится обучение в вашей школе?

-У нас есть два основных курса, где мы изучаем, как пишутся прорись, горки, палатки, одежды — всё, что связано с природой, архитектурой, одеяниями святых. После учимся делать эскизы. На втором курсе мы изучаем личное письмо и пишем первую икону «Спас Нерукотворный». И дальше, если человек считает нужным, он продолжает учиться по более усложненной программе — мы пишем икону поясную, в рост, со сложной композицией. И я считаю, самая высота мастерства — самостоятельное написание иконы. В этом плане очень интересно писать житийные иконы.

-Чем икона современная отличается от образов, написанных много веков назад?

- Современная икона довлеет к смешению стилей, ей характерна портретность образов. Хотя икона как была так и остается с условной символикой и мы стараемся от неё не отступать. Мы не вводим большое количество живописных элементов, используем в работе, так же как и мастера прошлого традиционные натуральные материалы : яичную темперу, сами готовим натуральные пигменты .

Мы изучаем разные школы иконописи. Поэтому сначала мы копируем (делаем списки) с образов различных икон. Много работаем с образцами новгородской школы — она очень простая и лаконичная в своём изображении. И первая икона, которую пишут ученики студии — список с новгородской иконы «Спас Нерукотворный».

Надо отметить, что Великий Новгород стал первым городом, где прошла презентация проекта «Икона: от молитвы до образа».

Выставка будет работать до 12 мая 2013 года.