1785

Новгородский историк: "Власти не любят археологию"

Председатель Новгородского общества любителей древности Сергей Трояновский. Иллюстрация: novsu.ru

Новгородское общество любителей древности (НОЛД) сегодня, 22 июня, заявило о выходе из состава областной комиссии по культурному наследию, так как комиссия "утратила значение коллегиального органа по принятию решений в сфере сохранения историко-культурного наследия", а ситуация с застройкой исторических ландшафтов близ Великого Новгорода, по словам историков, стала "непримиримой". Председатель НОЛД, руководитель Центра археологических исследований, кандидат исторических наук Сергей Трояновский прокомментировал ситуацию для новгородских журналистов. ИА REGNUM приводит выдержки из беседы.

- За последнее время в Великом Новгороде возникло уже несколько конфликтных ситуаций в связи со строительством в охранных зонах, когда работы начинались без каких-либо консультаций с археологами: это и вырытая траншея близ аркады Новгородского Торга на Ярославовом дворище, и застройка Юрьевского шоссе...

Действительно, это стало системной проблемой. Власти не любят археологию. Очень много говорится, что, мол, в Новгороде благоприятная среда, археологи себя тут чувствуют как в колыбели. Но на самом деле ни город, ни область раскопки не финансируют. В прошлом году мы получили 200 тысяч рублей от городской администрации через благотворительный фонд для оплаты труда школьников, которые работают на раскопках. Но на самом деле это - проблемная сфера. Все хотят строить, но никто не хочет платить за раскопки. В этом году у нас сложились отношения с некоторыми новгородскими частными заказчиками, которые понимают, что раскопки нужны, и они платят деньги. Но в целом, то, что мы слышим в наш адрес, звучит примерно так: археологов неплохо бы загнать в какую-нибудь резервацию, пусть они свои грамоты ищут, а нам дайте, пожалуйста, на откуп территорию. Но для чего? Для частной застройки? В Великом Новгороде уже уже есть три коттеджа на Троицком раскопе, в которых живут частные лица, хотя там должна быть гостиница или какой-либо еще инфраструктурный объект для города. Поэтому отношения с властями обостряются, и мы сознательно идем на это обострение, ведь надо время от времени расставлять точки над "i". Мы город туризма, археологии и истории? Либо мы город, где инвестор может приехать и купить всё, что он хочет, потому что это кому-то выгодно?

- Почему Новгородское общество любителей древности приняло решение о выходе из областной комиссии по культурному наследию?

Ключевым стал вопрос о застройке Юрьевского шоссе. Эта территория для нас, знакомых с археологией Новгорода не понаслышке, а занимающихся изучением этого вопроса, - одна из самых ценных. Это то историко-ландшафтное окружение Новгорода, которое восхищает всех, приезжающих сюда - и туристов, и наших иностранных коллег, которые понимают, что город удивительным образом сохранил за последнее столетие то, что в других местах давно застроено и отдано на откуп промышленным зонам и коттеджным поселкам. Это территория вдоль Юрьевского шоссе, обращенная в сторону Ильменя - туда, где находится Перынский скит, и территория в противоположную сторону, где, как мы знаем, в XI-XII веках существовала плотная деревенская застройка, которую можно было бы воспроизвести. Однако в современной ситуации никто не готов строить дома в русском стиле, хотят коттеджи из кирпича, шлакобетона. Именно поэтому Новгородское общество любителей древности, узнав окончательно, что намерения властей очень жесткие, и строительство началось уже на повороте на Перынь, приняло решение о выходе из комиссии по культурному наследию, которая потеряла статус коллегиального органа по обсуждению таких вопросов. А я напомню, что комиссия работает шесть лет, и за все это время мы ни разу не провоцировали никаких скандальных, конфликтных ситуаций, потому что все вопросы обсуждались в режиме грамотного, порой компромиссного, но решения. Сейчас же мы видим, что участок уже продан в аренду, территория фактически начала застраиваться. При этом никакого обсуждения на уровне общественности, комиссии по культурному наследию не проводилось.

- А какова позиция комитета культуры Новгородской области по данному вопросу?

Комитет культуры поставлен на грань увольнения. Я знаю, что в отношении начальника управления государственной охраны культурного наследия Дениса Безрукова уже фактически принято решение об увольнении, и это прозвучало в СМИ. Председатель комитета Сергей Богданов, возглавивший его совсем недавно, и ведущий себя как последовательный и знающий историю Новгорода человек, тоже в подобной ситуации. Потому что в таких условиях заниматься культурой невозможно. Считаю необходимым выразить поддержку нынешнему руководству комитета ввиду огульности прозвучавших на административных совещаниях разного уровня обвинений их адрес - по якобы ненадлежащему содержанию архитектурных памятников в Великом Новгороде и противодействию инвестиционным намерениям властей по застройке исторических пригородов. В пылу празднования различных юбилеев и приема высоких гостей из поля зрения руководителей города и области "выпали" памятники архитектуры и истории, забота о которых должна стать повседневной, а не сваленной на те структуры (как управление по охране памятников), которые отвечают лишь за соблюдение в отношении них требований закона.

Если думать только об экономических интересах тех, кто хотел бы иметь здесь коттеджные дома или заниматься бизнесом, - значит поставить крест на новгородской культуре. При этом нынешнее руководство области как будто не понимает, что главные проблемы общества начинают зреть в культуре и экологии. Пришла пора сказать прямо: мы оказались в ситуации, когда на нашей территории паразитируют структуры, которые пытаются из наших памятников культуры и природы сделать удобные кошельки для сбора денег. Сохранение культурного наследия - это общегосударственная задача, а не площадка для заигрывания с инвесторами.

- Как вы пытались убедить власть отказаться от коттеджной застройки Юрьевского шоссе?

Мы пытались доказать, что такие решения не принимаются сходу. Для того, чтобы оценить значение этой территории, чтобы разработать проект, согласно которому появились бы здесь дома - но другие, деревянные, в русском стиле - для всего этого потребовались бы усилия и, конечно, деньги. Эта территория - ландшафтный заповедник. Она хороша тем, что открывает вид на озеро Ильмень. И именно там, кстати, было бы хорошо провести оперу "Садко", потому что Садко, вообще говоря, Софию никогда не видел, и опера посвящена языческой теме. Это место, где Ярослав Мудрый пообещал новгородцам подарить "Русскую Правду" и сделал это: первый свод законов родился именно там, между Перынью и Ракомо (это текст Новгородской летописи 1015 года). Территории, примыкающие к Новгороду, не менее ценны, чем сам город. Даже в какой-то степени важнее, чем Рюриково Городище - там все-таки скандинавское присутствие - варягов, а не новгородцев. Но разговор не получился, потому что люди, с которыми мы обсуждаем это, всего этого не понимают, а может и не знают. Это разное понимание культуры и истории.

- Есть ли у вас поддержка на федеральной уровне?

Решения о снятии с работы руководителей областного комитета культуры начались после того, как в Новгороде побывал Виктор Петраков - исполняющий обязанности руководителя Росохранкультуры (это ведомство сейчас находится в стадии реформирования, присоединяется в виде департамента к Министерству культуры). Но и он согласился с нами: не дело пускать нуворишей туда, куда им просто захотелось сунуться со своим коттеджем, и что нужно обязательно эти вещи регулировать, в том числе, с участием общественности и учеными - историками и археологами - то есть теми, кто об этом месте знает чуть больше, чем другие. Новгородские власти, очевидно, побаиваются вмешательства федерального центра. Видимо, поэтому, возникло форсированное желание согласовать и "продавить" вопросы по застройке Юрьевского шоссе сейчас, в спешном порядке. Потому что, извините, но Владимир Путин дважды приезжал в Великий Новгород посмотреть археологию, а не наши достижения в производстве куриной продукции или изготовлении фанеры. Все-таки Новгород известен в стране и мире как объект археологического, исторического наследия России.

- Как вы намерены отстаивать территорию близ Юрьевского шоссе?

Шума на федеральном уровне мы не хотели, потому что рассчитывали, что нас будут слышать, но сейчас выясняется, что наш голос никому не нужен, потому что все уже продано. В Новгороде всегда с культурой было непросто, но в данном случае обойдены все процедуры принятия решений, разработанные в том числе с участием общества любителей древности. А ведь эти процедуры и власть защищали от конфликтных и скандальных ситуаций. Теперь же власть дала нам месяц, чтобы мы выработали аргументы в пользу сохранения этой территории. Нам предстоит трудное лето. Мы намерены решать эти проблемы с участием Министерства культуры, Российской академии наук, ЮНЕСКО. К слову, у нас уже есть предварительная информация о том, что Новгород может войти в список проблемных объектов по состоянию памятников ЮНЕСКО, потому что Юрьев монастырь - это не шутки, это древнейший монастырь России. Но там уже понастроено такого, что нужно сносить просто немедленно. Сейчас же там появятся ни с кем не согласованные коттеджи, которые просто закроют панораму этой уникальной территории.

- Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев заявил, что в Новгороде раскопано всего 2% культурного слоя. И если проводить раскопки, как того хотят археологи, понадобится 3 тысячи лет...

Очень хорошо! Ведь никто не торопит раскапывать Помпеи. Их потихонечку исследуют, потому что открывают вещи, которые важны всему человечеству. В археологии, как в христианстве, нет времени. Мы работаем с материалом, который должен ждать, иначе мы просто его уничтожим. В федеральных законах говорится о том, что памятники археологии должны сохраняться, а не раскапываться экскаваторами на снос, потому что инвестору хочется построить очередной торговый центр. Поэтому археология - неспешная наука. Наука для богатых, как ее еще называли в XIX веке. И город должен понимать, с чем имеет дело, что у нас под ногами - ценность. А отмахиваться от нас как от назойливых мух - это плохо, недальновидно, это не по-новгородски.

Справка ИА REGNUM:

[i]В марте 2011 года губернатор Новгородской области Сергей Митин поручил чиновникам региональной администрации добиться в Министерстве культуры РФ изменений в разрабатываемый проект охранных зон под Великим Новгородом. Сергей Митин отметил, что со строительством нового жилого микрорайона в окрестностях бывшего аэропорта "Юрьево" под Великим Новгородом могут возникнуть сложности. "Министерством культуры готовится проект охранной зоны в сторону Юрьева монастыря, которая практически, на мой взгляд, не будет способствовать развитию города в том направлении", - сказал губернатор. Он заявил, что "нужно поставить задачу добиться изменения охранной зоны в Министерстве культуры в сторону Юрьева монастыря" в первой половине 2011 года и поручил ее выполнение своему первому заместителю Александру Габитову и председателю комитета культуры области Сергею Богданову[/i].

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».