1149

Новгородский художник-реставратор стала лауреатом пятой Всероссийской премии «Хранители наследия» в номинации "Возрождение"

Восстановление фрески «Богоявление» началось с маленькой части лика. Уже позже выяснилось, что в руках у реставраторов изображение Иордана, который протянул свои руки к Кресту. Сложить в единое целое те самые родственные фрагменты на деле помогает все: цветовое решение элемента, фактура его поверхности, состав штукатурного грунта. 360 квадратных метров в кусках. Во время войны церковь Спаса Преображения на Нередице была превращена в руины. А ведь именно ей мы обязаны самим появлением термина «древнерусская живопись». Драгоценный памятник XII века некогда сплошь был покрыт фресками. Благодаря своей сохранности ансамбль давал представление о декоративной системе росписи в целом. К сожалению, сегодня нам доступно лишь 40% этой эксклюзивной информации, расшифровать которую вот уже почти 30 лет пытается реставратор Татьяна Ромашкевич. Иногда процесс захватывает Татьяну Анатольевну настолько, что она перестает ощущать время. Объекты ее исследований – интересные, пусть и своенравные собеседники. Выдают при удачном соединении только по фразе. И как же бывает досадно заканчивать с ними разговор на самом интересном месте. «Разрушение этого памятника – это трагедия. Поэтому каждый кусочек – это маленькая победа над варварством. Это чувствуешь на подсознательном уровне», - отмечает художник-реставратор Татьяна Ромашкевич. По отношению к другим должностным обязанностям сборку Татьяна Анатольевна считает развлечением. А главной задачей - консервацию фондовых элементов, сохранение уцелевшего новгородского наследия. Ведь к фресковым пазлам она еще успеет вернуться.