1830

Новгородский музей-заповедник представил средневековую коллекцию актовых вислых печатей

Как рассказал на пресс-конференции эксперт по изучению и популяризации объектов культурного наследия НГОМЗ Николай Гринев, переговоры с коллекционером, Министерством культуры и оформление всех необходимых документов на коллекцию заняли почти год. И вот комплекс из 150 печатей поставлен на государственный учёт.

Сегодня сфрагистическая коллекция новгородского государственного музея-заповедника одна из самых больших и качественных в стране. Она насчитывает более 2 000 экземпляров.

Недавно приобретенная коллекция состоит из 150 предметов. В состав коллекции входят 144 актовые вислые печати древнерусских великих и удельных князей XI – XIII веков, церковных иерархов, монастырей, новгородских и псковских посадников, владычных наместников, тиунов, тысяцких, новгородских князей - наместников великих князей Московских, киевских митрополитов. И лишь 5 византийских печатей: императора Мануила I Комнина (1143 – 1180 гг.), печати с изображениями Богоматери, архангела Михаила, Иоанна Предтечи, свв. Константина и Елены и благожелательными надписями на греческом языке и всего 1 западноевропейская актовая вислая печать римского папы Целестина III (1191 – 1198 гг.).

Как пояснил Вячеслав Волхонский научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, хранитель фонда сфрагистики и фалеристики, связано это с тем, что на западе свинцовая сфрагистика не очень прижилась. Свинцовые печати не имели широкого применения. Одним из немногих носителей свинцовых печатей был римский папский престол, где такие печати использовались вплоть до XIX века. При этом оформление печатей оставалось практически неизменным с XI века.

На Руси первые печати были известны ещё с X века. Но печать X века была утрачена в Киеве в годы войны. Массово в оборот свинцовые печати, которые привешивались к документам, вводятся со времён правления сыновей Ярослава Мудрого — то есть с XI века. Сегодня в коллекции Новгородского музея-заповедника хранятся две известные на сегодняшний день печати Ярослава Мудрого: одна из которых была найдена во время археологических раскопок в 1994 году, вторая попала в фонды из частной коллекции в 2008 году.

- В коллекции, которую мы сегодня представляем, есть печати сыновей Ярослава Мудрого, - отметил Волхонский. - Причем есть сразу несколько типов: как ранние печати, так и более поздние варианты.

При этом сорок печатей, входящих в приобретённую коллекцию, встречаются впервые и не известны науке. Большой интерес и такой же вопрос вызывает женская печать.

- Женские печати в сфрагистике вообще встречаются очень редко, - поясняет Вячеслав Волхонский. - И до сих пор непонятно, при каких случаях они использовались в делопроизводстве. На одной стороне женской печати из презентуемой коллекции изображена святая Елена, покровительница владелицы, а на оборотной — святой. То ли это покровитель мужа владелицы печати, то ли покровитель её отца.

- Вообще в домонгольской сфрагистике можно выделить всего 5-6 женских имён, которые попали на печати, - сказал хранитель. - Это примерно соответствует небольшому количеству княгинь, которых мы знаем из летописей. Поэтому атрибутировать данную женскую печать пока затруднительно.

Если говорить о сохранности печатей, входящих в коллекцию, абсолютное большинство печатей прекрасной сохранности, подлинность их не вызывает сомнений.

- Печати были отреставрированы, - подчеркнул Волхонский. - Причём на очень высоком уровне. Нам бы хотелось познакомиться с этим специалистом, чтобы сотрудничать в дальнейшем.

Все печати обладают высокой художественной и музейной ценностью, могут быть представлены в музейной экспозиции и участвовать в выставочных отечественных и международных проектах.

Стоит также отметить, что все печати обнаружены на территориях, входивших в границы Древнерусского государства.

Актовые вислые печати являлись важнейшими частями пергаменных грамот самого разнообразного содержания - политических, юридических, духовных. Абсолютное большинство этих документов не дошли до нас, и только сохранившиеся от них печати позволяют представить масштабы и организованность государственного делопроизводства Древней Руси. Правом пользования актовыми печатями располагали исключительно государственные институты, что делает их основным источником для истории древнерусской средневековой государственности, поскольку летописи и немногочисленные сохранившиеся акты не содержат достаточных сведений для реконструкции её динамики.