1498

Новгородский музей-заповедник продолжает знакомить горожан с коллекциями Государственного Эрмитажа

14 сентября 2012 года в 16.00 в выставочном зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2) состоится открытие выставки «Скульптор Борис Воробьев. Фарфор, графика» из собраний Государственного Эрмитажа и ОАО «Императорский фарфоровый завод».

Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения ленинградского скульптора Бориса Яковлевича Воробьева (1911 — 1990) и посвящена фарфоровой странице его творчества. На протяжении трех месяцев произведения художника экспонировались в одном из выставочных залов Эрмитажа. Новгородский музей-заповедник, продолжая долгосрочный выставочный проект знакомства с коллекциями Государственного Эрмитажа, принимает эстафету и представляет 150 работ скульптора новгородцам и гостям города.

Выпускник Всероссийской Академии художеств, мастерской Александра Терентьевича Матвеева, Б.Я. Воробьев раскрывал свои творческие возможности в самых разных материалах, сохраняя при этом верность жанру анималистики вопреки сложившимся академическим традициям. С 1936 года, одновременно с началом учебы в Академии художеств, Борис Воробьев начал работать на Ленинградском фарфоровом заводе, связав с ним свою творческую судьбу на три с лишним десятилетия. Он создал множество моделей, пополнивших золотой фонд пластики завода, и до сих пор его произведения тиражируются и пользуются неизменным спросом у любителей фарфора.

В каждую работу художник вкладывал глубокое понимание ценности и уязвимости мира природы, серьезно и вдумчиво подходя к созданию моделей. В своих произведениях скульптор всегда стремился передать внутренний характер натуры так, как сам его чувствовал и понимал.

Тематический диапазон анималистической пластики очень широк, но своеобразным лейтмотивом творчества Бориса Воробьева можно считать образ белого медведя. Скульптор обращался к этому образу неоднократно, достигнув наиболее чистого стилевого решения в классической сюите из двух фигур идущего и сидящего белого медведя. Тигры и леопарды также были излюбленными персонажами пластики Воробьева. Монументальный характер скульптур «Тигр лежащий» и «Пантера» («Ярость») демонстрируют полное владение художником материалом и формой, а также понимание характера натуры. «Пантера» отличается особой грацией и изяществом форм, заостренностью пластического рисунка. Созданная в конце 1960-х гг., она подводит итог многолетней работе художника в фарфоре.

Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьева. Литературные образы, переведенные на язык фарфора — пластические этюды по произведениям И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, С.В. Михалкова, — стали для художника не менее важными, чем анималистические. Сразу после своего появления эти фигуры вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными произведениями. Для каждого комплекса характерны свежесть пластического решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность.

Серия персонажей по произведениям Н.В. Гоголя («Ревизор» и «Мертвые души»), которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании — по свидетельству самого художника за четыре месяца. Скульптуры имеют общее пластическое звучание — в фигурах, примерно одинаковой высоты, подчеркиваются, утрируются вплоть до гротеска черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н.В. Гоголя.

В пластическом цикле по произведениям А.П. Чехова и М.Ю. Лермонтова, помимо персонажей, появляются сюжетные группы. «Чеховская» серия, оставаясь в рамках малоформатной мелкой пластики, демонстрирует высокое композиционное и пластическое мастерство художника. Последней в серии литературных циклов является группа скульптур по поэмам М.Ю. Лермонтова. Здесь условность пластической формы подчеркнута контрастным сочетанием черно-белых тонов и различных фактур материала.

Помимо фарфоровых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа на выставке представлены графические работы Бориса Воробьева. Особенное впечатление производят акварели, созданные художником в 1980-х годах, в период тяжелой болезни. Работая по памяти, левой рукой, Борис Воробьев переводит на бумагу галерею анималистических образов-воспоминаний и фантазий, переполняющих его внутренний мир.

Отношение общества к миру природы зачастую незаслуженно остается поверхностным и снисходительным, закрепляя за анималистикой ярлык «несерьезного жанра». В пластике Бориса Воробьева подкупает искренний и глубокий подход к предмету изображения. Высоко оценивая своих персонажей, он стремился поставить мир братьев наших меньших в один ряд с миром человеческим или даже выше его. Цель своих творческих поисков Борис Яковлевич Воробьев видел в том, чтобы «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее».

В рамках выставки художники Императорского фарфорового завода предложили каждый свою декоративную трактовку созданных скульптором образов белого медведя, переведя тем самым эти классические формы в новый нестандартный вид арт-объекта. Перед посетителями развернута фантастическая интермедия, главным героем которой по-прежнему выступает белый медведь Бориса Воробьева, «заговоривший» на современном языке художников XXI века.

14 сентября 2012 г. в 15.00 в конференц-зале Музея изобразительных искусств состоится пресс-конференция для СМИ. В пресс-конференции примут участие:

- Матвеев Владимир Юрьевич, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа;

- Казармщикова Татьяна Николаевна, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе и филиалам;

- Володина Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, куратор выставки.

Выставка будет работать с 14 сентября по 9 декабря 2012 года.