Новгородское УФАС нашло нарушение антимонопольного законодательства в действиях «Новгородавтодора»
Новгородское управление федеральной антимонопольной службы выписало предупреждение ГОКУ «Новгородавтодор» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Речь идёт о создании дискриминационных условий при заключении контракта на содержание дорог Старорусского района.
Контракт на содержание дорог Старорусского района заключили с ООО «Ситиком» 21 декабря прошлого года, следить за состоянием 600 километров дорог компания должна была с 1 января 2021 года до 31 декабря 2022 года. Сумма контракта — 114,37 млн рублей.
В начале марта этого года ГОКУ «Новгородавтодор» направил в адрес компании «Ситиком» уведомление об одностороннем расторжении контракта на содержание дорог Старорусского района.
Тогда «Новгородавтодор» планировало включить ООО «Ситиком» в список недобросовестных поставщиков, но в УФАС не нашли для этого оснований.
ООО «Ситиком» обратилось в УФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. По информации компании, работы по контракту на содержание дорог Старорусского района выполнялись с опережением графика.
— Однако заказчик, регулярно вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность общества, практиковал выдачу заведомо неисполнимых предписаний с целью начисления ООО «СитиКом» штрафов. Сам заказчик не предпринимал действий по передаче подрядчику документации – проектов организации дорожного движения на 600 км автодорог, в отсутствие которой реальное выполнение работ невозможно. Данная документация в распоряжении заказчика вовсе отсутствует, — указано в заявлении ООО «Ситиком».
По мнению компании, заключая государственный контракт, заказчик принял на себя обязательство о передаче подрядчику необходимых для выполнения работ документов, заведомо зная, что он это обязательство не выполнит.
— На неоднократные обращения Общества по предоставлению проектов организации дорожного движения ГОКУ «Новгородавтодор» ни разу не разъяснил, каким образом в отсутствие документов возможно выполнение работ по контракту. Затем заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Помимо действий по незаконному расторжению контракта, заказчиком во внесудебном порядке путём обращения к банковской гарантии, предоставленной заявителем в обеспечения контракта, взыскано около 7,5 млн рублей штрафов, начисленных в силу необоснованных претензий, — сообщили в компании.
В конце марта этого года заказчик передал ООО «Ситиком» проекты организации дорожного движения на четыре дороги из 28 положенных.
В ГОКУ «Новгородавтодор» пояснили, что вся рабочая документация, которая у них имеется, передаётся подрядчикам в обязательном порядке.
— Кроме того, представляются паспорта на автомобильные дороги с целью урегулирования вопроса в том случае, если на автомобильные дороги не разработаны проекты организации дорожного движения. В настоящее время ГОКУ «Новгородавтодор» располагает 167 проектами организации дорожного движения на автомобильные дороги Новгородской области. Для разработки проектов организации дорожного движения ГОКУ «Новгородавтодор» заключаются государственные контракты. Закупка размещена на официальном сайте zakupki.gov.ru на 156 автомобильных дорог, протяжённостью 1277 км. Кроме того, ГОКУ «Новгородавтодор» проводятся мероприятия для заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения по автомобильным дорогам Новгородской области — 637 автомобильных дорог, протяжённостью 3490 км, — сообщили в «Новгородавтодоре».
В УФАС отметили, что проект организации дорожного движения необходим для безопасной эксплуатации дороги, её надлежащего содержания и подлежат периодической обязательной актуализации — раз в год и раз в три года.
— Примерный перечень исходной информации для разработки документации по организации дорожного движения включает в себя значительное количество фактических сведений об автомобильной дороге. Например, материалы инженерных изысканий, характеристика транспортной инфраструктуры, данные о дорожно-транспортных происшествиях за период не менее трёх лет, размещение дорожных знаков и разметки, светофоров, дорожных и пешеходных ограждений и прочее. Очевидно, весь спектр подобных сведений для надлежащего выполнения работ по содержанию автомобильной дороги нельзя собрать только из нормативных предписаний при их сопоставлении с внешним обликом дороги, — пояснили в УФАС.
В УФАС пояснили, что наличие либо отсутствие документации по организации дорожного движения может иметь определяющее значение для хозяйствующего субъекта при принятии решения об участии в торгах и заключении государственного контракта.
— Таким образом, аргументы ООО «Ситиком» об обязательности использования в ходе выполнения работ по контрактам проектов организации дорожного движения соответствуют указанным выше нормам права. ГОКУ «Новгородавтодор» создаёт дискриминационные условия осуществляя подобные действия, не раскрывая в полном объёме информацию об отсутствии нормативно-технической документации для всех потенциальных участников при проведении соответствующих закупочных процедур. Таким образом, в действиях ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся признаки нарушения закона о защите конкуренции, — сообщили в УФАС.
Ведомство предупредило, что в следующий раз ГОКУ «Новгородавтодор» обязан указывать, что на некоторых дорогах отсутствует проект организации дорожного движения, это предупреждение нужно исполнить до 23 декабря 2023 года. Если это требование не будет исполнено, в отношении должностного лица «Новгородавтодора» будет принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Отметим, в Новгородской области, согласно перечню дорог межрегионального и межмуниципального значения, 932 дороги. Весной этого года ГОКУ «Новгородавтодор» заключило два контракта на разработку проектов организации движения — один на 632 дороги общей протяжённостью 3490 км, их надо разработать не позднее 30 ноября 2022 года. Второй аукцион — на 156 дорог общей протяжённостью 1277 км, срок его исполнения — не позднее 1 марта 2022 года.
На эти цели из бюджета региона было выделено 48,78 млн рублей, по итогам торгов контракты заключили на 10,19 млн рублей. До разработки этих проектов, подрядчики вынуждены выполнять работы на основании сведений, недостаточных для надлежащего их исполнения.