1390

Новые выставки в МНДЗ «Витославлицы» в рамках программы «Спасенные реликвии»

9 июня 2013 г. Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» в рамках программы «Спасенные реликвии» откроются экспозиция «Часовенный праздник св. Петра и Павла» и выставка «Как мера и красота скажут», посвященные особой дате двух памятников деревянного зодчества: 315 лет часовне Петра и Павла из д. Гарь Маловишерского района, 325 лет Никольской церкви из д. Тухоли Крестецкого района.

Часовня из д. Гарь за время пребывания в музее для посещения не отрывалась ни разу. В Никольской церкви в 1980-е годы была открыта выставка, представлявшая чучела птиц и зверей. В течение летнего сезона посетителям музея будет предоставлена возможность посетить эти объекты.

К моменту исследования обеих построек их интерьеры были пусты. Тогда и впоследствии предметов культа, связанных непосредственно с ними, выявлено не было. Автор проекта реставрации Л.Е. Красноречьев в рукописи книги «Народное деревянное зодчество Новгородчины» отмечает факт сожжения икон часовни в д. Гарь и неоднократные попытки уничтожения самой постройки. Изучение различных источников по истории и реставрации объектов, а также материалов по традиционно-бытовой культуре новгородской деревни позволили сформировать два направления в музеефикации памятников – создание традиционного интерьера и выставки.

Выставка «Как мера и красота скажут»

к 325-летию церкви св. Николая из д. Тухоли Крестецкого района

Церковь Николы из д. Тухоли Крестецкого района 1688 г. была перевезена на территорию музея деревянного зодчества в 1966 году. Она вошла в историю деревянного строительства как один из лучших образцов церквей клетского типа. Выставка «Как мера и красота скажут» с развитием тем «Плотницкая культурная традиция» и «История и реставрация Никольской церкви» разместится в интерьере церкви, включая помещения трапезной и собственно церкви.

Никольский храм на искусственном холме, утопающий в соснах и опоясанный грядой валунов, смотрится органично. Он настолько сросся с окружающей природой, что составляет с ней неразрывное целое. В этом памятнике проявились высокое понимание форм и их пропорций, безошибочное чувство меры в орнаментальном убранстве. Никольская церковь словно является воплощением наказа, записанного в порядной записи плотницкой артели: «Рубить как мера и красота скажут». Храм можно поставить в один ряд с известнейшими представителями этого круга: Георгиевской церковью XVI в. в с. Юксовичи Ленинградской области, Никольской церковью 1651 г. в с. Ковда Мурманской области, часовней Михаила Архангела XVIII в. из д. Леликозеро в музее Кижи.

Экспозиция «Часовенный праздник Петров день» к 315-летию часовни Свв. Петра и Павла из д. Гарь Маловишерского района.

На территории Витославлиц находятся три часовни. В 2013 году из Мошенского района в музей была перевезена четвертая — Спасо-Преображенская часовня из д. Глебово Мошенского района. Концептуально обозначенное направление музеефикации памятников - создание традиционных интерьеров - оказалось проблематичным в отношении культовых построек. За время пребывания часовен в музее для посещения была открыта только часовня Свв. Кирика и Улиты из д. Кашира, в интерьере которой были размещены выставки «Вышивка и ткачество новгородских мастериц» и «Народное гончарство». Использование новых технологий в копировании подлинных памятников иконописи сделало реальной попытку воссоздания элементов традиционного интерьера часовни.

Часовня из д. Гарь 1698 г. располагается в Северо-Восточном секторе музея. Она является типичным и широко распространённым вариантом культовых «клетских» построек. Квадратная в плане (3,5х3,5 кв. м), миниатюрная часовня предельно проста. В целом ее построение ничем не отличается от множества северорусских амбаров с той же двускатной кровлей над четырехугольным срубом, с тем же навесом и резными столбами, с теми же косящатыми дверьми. Ее особенность – наличие двух галерей.

По генплану ей отводилась особая роль — первой встречать посетителя. Локализация часовни на околице деревни в музее была связана со стремлением автора проекта Л.Е. Красноречьева показать один из традиционных моментов в ритуальном пространстве северного крестьянского «мира», когда поклонные кресты или часовни устанавливались на пограничном рубеже, охраняя духовно-нравственные устои крестьянского мира.

В экспозиции сделана попытка показать интерьер одной из многочисленных часовен «на жальнике», особо почитаемой местным населением и связанной с архаичной традицией верований, в которую «заветали» и в которой отмечали свой местный праздник Петров день.