1021

Новые выставки в МНДЗ «Витославлицы» в рамках программы «Спасенные реликвии»

25 мая 2012 года в 15.00 в МНДЗ «Витославлицы» в рамках программы «Спасенные реликвии» состоится открытие двух выставок, посвященных особым датам памятников деревянного зодчества: «255 лет церкви Николы из Высокоостровского погоста» (в ц. Николы из д. Высокий Остров Окуловского района) и «370 лет церкви Николая Чудотворца Никольского Крутецкого монастыря» (в ц. Николы из д. Мякишево Хвойнинского района).

Программа «Спасенные реликвии» создана к 50-летию Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». Основное направление программы — проведение комплекса мероприятий, посвященных памятникам деревянного зодчества в их юбилейные даты. Первым событием программы было открытие в 2011 году выставки «Ради храма Твоего». 480 лет церкви Рождества Богородицы». Цель программы: представить новый взгляд на уникальные объекты музея, показать разные ракурсы исторического прошлого, включить систему сопереживания в контексте «созидание — уничтожение — спасение» для исторической памяти. Сотрудники музея надеются, что программа «Спасенные реликвии» сумеет поднять новую волну интереса к уникальному наследию России и подчеркнуть роль музеев в сохранении национальной культуры.

В 2012 году в рамках программы «Спасенные реликвии» в Витославлицах также пройдут мероприятия, посвященные 340-летию церкви Троицы из Реконской пустыни Любытинского района и 130-летию избе Екимовой из д. Рышево Новгородского района. За весь период пребывания церкви Николы из д. Мякишево в Витославлицах памятник для посещения был открыт дважды. В 1978 году в храме разместилась выставка «История и реставрация памятников деревянного зодчества», а в 1984 г. — «Русский самовар». Главное событие программы 2012 года — открытие для посещения церкви Троицы из Реконской пустыни, что будет сделано впервые.

К сожалению, сохранившихся предметов, связанных с историей реконского храма, пока не выявлено. Из Никольского Крутецкого монастыря уцелел единственный колокол. Поэтому основой выставок в этих двух объектах станет показ фотоматериалов по истории и реставрации храма в контексте спасения памятников деревянного зодчества.

Интерьер церкви Николы из д. Высокий Остров открыт с 1992 года. В иконостас, главную составляющую выставки, в 2012 году будут включены практически все его иконы, хранящиеся в фонде древнерусской живописи Новгородского музея-заповедника. Открытие выставок в Никольских церквах будет приурочено к празднику православного календаря, установленному в память святителя Николая Мирликийского/ Николая Угодника, Николая Чудотворца, св. Николы (отмечаемому 9/22 мая Николе Вешнему). К открытию выставок приурочена и «Никольская ярмарка» с элементами Никольской братчины (ярмарка пройдет в Витославлицах 27 мая 2012 г.). Никольская традиция общинного пивоварения - отголосок славянской братчины. Эти пиры назывались на Русском Севере «ссыпчиной», т.к. каждый из участников вносил «ссыпь» - свою долю солода и ячменя для приготовления пива.

Выставка в церкви Троицы из Реконской пустыни откроется на Троицу, празднование которой в этом году совпадает с днем проведения традиционного праздника фольклора и ремесел 3 июня. Изба Екимовой сохранит свою экспозицию. 130-летию избы будет посвящена специальная программа «Нынче изба именинница».

255 лет церкви Николы из Высокоостровского погоста

Церковь во имя святителя Николая Чудотворца находилась в Высокоостровском погосте в 36 верстах от уездного города Крестцы. Никольская церковь, перевезенная в Витославлицы, была построена прихожанами в 1757 году почти посередине села.

Памятник был выявлен в 1960-х годах московским архитектором Г.В. Борисевичем. В 1967 году его обследовали архитектор-реставратор Л.Е. Красноречьев и сотрудник инспекции по охране памятников П.И. Смолко. Изучение памятника и архивных материалов позволило выделить три основных строительных периода: постройка церкви, капитальный ремонт 1879 года, капитальный ремонт 1901 года. Церковь построена «кораблем» с двумя вертикалями-«мачтами». Первые 3-5 лет она имела естественный золотистый цвет новой древесины, затем — серебристый. В результате ремонта 1879 года бревенчатое ядро церкви обшили вертикальным тесом. Шатер заменили восьмигранным куполом со шпилем. Многоцветная окраска церкви (желтые стены, красно-коричневая основная кровля, зеленая - на восьмериках, белые главка и шпиль) окончательно подтвердила тенденцию искоренения народных традиций в культовой архитектуре. После ремонта 1901 года храму придали вид каменной постройки в стиле классицизма. До перевозки в музей никаких серьезных работ на памятнике не проводилось.

Решение о перевозке памятника в музей было принято в 1976 году «в связи с его состоянием и бесхозностью объекта». Работы были начаты в том же 1976 году с разборки иконостаса. В феврале 1977 года под руководством Л.Е. Красноречьева усиленная бригада плотников и разнорабочих НСПРМ приступила к разборке самого памятника. Разборка началась сверху со снятия шпиля. Элементы спускались по слегам, приставленным к стене. Детали упаковывались в пакеты.

Когда были удалены обшивка, штукатурка и крыши, вскрылось неудовлетворительное состояние постройки. В результате отрыва обшивки церковь многие годы была доступна для птиц, поэтому гнилостное поражение древесины расползлось большими пятнами. В южной стене наблюдалась большая вспучина наружу. Во время проведения разборки в этой части простенок не удалось удержать, и он рухнул в снег. Пошивной потолок провис и грозил падением. Проемы были забиты досками и иконами, заткнуты соломой. Архитектор-реставратор Л.Е. Красноречьев констатировал: «Если бы церковь не была перевезена, некоторые ее объемы обрушились внутрь здания».

Одновременно с разборкой велись обмеры памятника. Последним обмерялся план церкви на уровне сохранившегося венца. Он стал основой для проектирования и разметки фундаментов под закладку окладного венца в Витославлицах на месте сборки.

Реставрационные работы проводились в течение 1977-78 гг. Окончательный проект с рабочими чертежами разрабатывался параллельно с производством работ по сборке памятника. Основные объемы церкви сохранились в первоначальных формах. Научных обоснований при разработке проекта реставрации потребовали галерея, крыльца, ярус звона, завершение колокольни, детали интерьера.

Сборка памятника начата с закладки столбчатых фундаментов сразу же после его перевозки. Утраченные и сильно подгнившие бревна нижних венцов заменялись новыми того же диаметра. Из-за отсутствия новых бревен, подходящих по диаметру старым, для реставрации простенков между окнами плотники уложили более толстые, протесав снаружи дугообразно, в виде веретена. Проблемным оказался простенок на южной стене. К 1985 году в простенке образовалась большая выпучина наружу, заставившая провести подтеску бревен в пазах и установить с внутренней стороны сжим на болтах.

Одной из важнейших задач была скорейшая сборка сруба церкви, чтобы «накрыть» его и тем самым избежать поражения древесины под воздействием атмосферной влаги. Одновременно со сборкой реставрировались окна, устанавливались полы, потолок. Пластины потолков сильно погнили, поэтому пораженные места стесывались топором до здоровой древесины.

В 1991 году началась подборка и навеска колоколов на колокольне. Первоначально были повешены старые колокола, один из них из бывшего Воскресенского монастыря на Красном поле под Новгородом. Позднее сотрудники кооператива «Мономах» из Архангельска осуществили развеску вновь отлитых колоколов на мягком креплении.

Задержка сдачи объекта была связана с необходимостью ликвидации недоделок и установки иконостаса. Первоначально иконостас был четырехъярусным и включал 48 икон. При перестройке церкви, когда потолок был опущен, его верхний ярус перенесли на восточную стену трапезной, где он находился до разборки. Сохранность иконостаса была отмечена как неудовлетворительная. Зафиксированы утрата резьбы, участки загнившей древесины, значительные осыпи. 44 иконы были подготовлены к перевозке художником-реставратором музея В.М. Чехонадским.

Реставрация конструкций и резьбы рамного иконостаса и расчистка панелей производилась бригадой реставраторов, руководимой Т.И. Анисимовой. Иконы после реставрации бригадой реставраторов МНРПМ под руководством Г. С. Батхеля в 1988 г. вернулись в фонды музея. Лишь летом 1991 года иконостас был установлен в церкви, и памятник был принят музеем как законченный объект.

Церковь Николы из с. Высокий Остров восстановлена в первоначальных формах. Она является одним из лучших образцов ярусных построек, сохранившихся на территории Новгородской области. После перевозки в Витославлицы она стала частью создаваемого в музее Монастырского комплекса. За образец Л.Е. Красноречьев принял Передский монастырь, планировка которого (состав построек, объемно-пространственная композиция) были известны по сохранившимся в натуре остаткам и древним описям. В Витославлицах Монастырский комплекс замыкает Мстинскую зону.

370 лет церкви Николая Чудотворца Никольского Крутецкого монастыря

Церковь во имя Николая Чудотворца была срублена в мужском Николаевском Крутецком монастыре.

О сохранившейся в Хвойнинском районе деревянной Никольской церкви при д. Мякишево было известно в довоенные годы. Однако ее ценность как памятника деревянного зодчества в то время не рассматривалась. Поэтому церковь не исследовалась, не обмерялась, не ремонтировалась и практически не охранялась. Первое обследование постройки было выполнено архитектором-реставратором Л.Е. Красноречьевым в 1959 году. Тогда были сделаны ее первые обмеры, обследование всех доступных форм. Материал позволил датировать церковь к. XVII - нач. XVIII вв.

Уже при первичном изучении памятник был определен как «редкий». Это и повлияло на его дальнейшую судьбу. Он был принят на государственную охрану. Поскольку действенную охрану постройки организовать не удалось, реставрировать на месте не представлялось возможным, архитектором Л.Е. Красноречьевым было высказано предложение о перевозке ее в музей под открытым небом, который решено было создать в Новгороде. В 1959 г. была сделана первая реконструкция постройки. В декабре 1971 года Л.Е. Красноречьевым был подготовлен эскизный проект реставрации памятника. В 1972 году было принято решение о перевозке его в музей.

Никольская церковь к моменту перевозки была значительно искажена перестройками. Состояние ее стало практически аварийным. Разборка и перевозка памятника проводилась с 12.10 по 18.11.1972 года под руководством архитектора Л.Е. Красноречьева.

Проект предусматривал возможно полную реставрацию церкви в первоначальных формах. Для этого было собрано достаточно натурных данных. Лишь отдельные детали, преимущественно декоративные, решались на основе аналогий.

Сборка началась с 29.11.1972 года. В целом сруб оказался добротным и был собран хорошо. В начале января 1973 года начали рубить первый новый венец. Из новых бревен сделаны все нижние венцы (от четырех до шести). Утраченные бревна и гнилые заменялись новыми. Галерея и крыльцо воссозданы вновь в точном соответствии с проектом.

Л.Е. Красноречьев отмечал, что использование при реставрации нестандартного материала, позволило избежать сухости в художественном образе постройки и создать неуловимую пластику форм. В ее интерьере были восстановлены все встроенные элементы. Иконостас не восстанавливался, т.к. данных для его воссоздания не было.

Сборка и реставрация памятника не встречала особых осложнений. Однако с сопутствующими работами возникало много задержек. Не хватало техники, камня для фундамента, рабочих снимали на другие объекты. Практически эти перерывы составили в общей сложности два года. Все работы на памятнике и связанные с ним на прилегающей территории были закончены лишь к концу 1976 года с хорошей оценкой.

Никольская церковь — памятник оригинальный, довольно редкого типа. Он сочетает в себе клетский характер с крещатым планом и ярусной композицией объема. В нем сохранился древнейший прием расположения окон по треугольной схеме. Постройка срублена из добротной сосны с высоким качеством исполнения. Л.Е. Красноречьев отметил: «Мы спасли памятник, которому на его прежнем месте грозило бы исчезновение».

Выставка «255 лет церкви Николы из Высокоостровского погоста» (в ц. Николы из д. Высокий Остров Окуловского района) будет работать с 25 мая по 23 сентября 2012 г.

Выставка «370 лет церкви Николая Чудотворца Никольского Крутецкого монастыря» (в ц. Николы из д. Мякишево Хвойнинского района) будет работать с 25 мая по 31 июля 2012 г.