О маскулинности и мужской конкуренции предлагает поговорить новгородская перформанс-группа «Омлет для любимой женщины» в спектакле «Идиот2»

Сегодня, 10 ноября, на сцене театра драмы им. Ф.М. Достоевского состоится премьера спектакля «Идиот2». Он создан новгородской перформанс-группой «Омлет для любимой женщины» специально к международному театральному фестивалю Достоевского.

© Фото Виктора Сухова
© Фото Виктора Сухова

В 2021 году перформанс-группа впервые приняла участие в фестивале Достоевского со спектаклем «ИдиотКа». Тогда участницы коллектива и режиссер Яна Лебедева сконцентрировались на женских образах романа.

Нынешний перформанс сосредоточен на образах князя Мышкина и Парфена Рогожина, которые являют собой, на первый взгляд, полную противоположность: мягкий и рефлексирующий Мышкин и страстный до ярости, прямолинейный Рогожин. Работа предлагает поговорить о маскулинности и ее восприятии сейчас и тогда, страхах, ревности и ее проявлениях, о мужчине и его внутренней борьбе, отношении к любви, к себе и своей социальной роли.

По словам режиссера спектакля, руководителя перформанс-группы «Омлет для любимой женщины» Яны Лебедевой, так же, как и при создании «ИдиотКи», она и исполнители работали с текстом, обсуждали мотивацию героев, исследовали их взаимоотношения.

— Процесс шел в каком-то смысле сложнее, поскольку в «ИдиотКе» социальная тема была более явной. Женский вопрос — исторический факт, и возможностей для изучения здесь больше. Я не занимаюсь гендерными исследованиями непосредственно, поэтому могу наврать в терминах, но в целом в патриархальной культуре мужчина является примером и субъектом, грубо говоря, тем, кто пишет, а не тем, о ком пишут. Поэтому, на мой взгляд, «Идиот2» получился больше об индивидуальном, нежели чем о социальном, — рассказывает Яна Лебедева.

Хотя и здесь, безусловно, присутствуют некоторые социальные мотивы. Как отмечает Яна Лебедева, если в первом спектакле «Омлета для любимой женщины» по роману Достоевского во главу угла ставятся вопросы насилия, абьюза, социального положения женщины XIX века, а также мизогинии и сестринства, то во втором рассматриваются темы гендерных ожиданий, социального давления, кризиса маскулинности, табу на чувства и конкуренции.

— Мне прежде всего было интересно наблюдать природу отношений Рогожина и Мышкина, потому что, при прямом соперничестве, они остаются близкими друг другу людьми, такими frenemies*, и это удивляет. Более того, можно сказать, что они ближе друг к другу, чем к людям своего окружения или к Настасье Филипповне, — добавила режиссер.

На сцену выйдут два исполнителя — Михаил Васильев и Антон Логинов. По словам первого, для него главным в этой постановке стали отношения между мужчинами, спровоцированные женской эмоциональностью, женским началом.

© Фото Виктора Сухова
© Фото Виктора Сухова

— Становится видно, какие разные настроения может пробудить одна и та же женщина в двух разных мужчинах — какие это провоцирующие, конфликтные, напряженные моменты с безумными, катастрофическими последствиями. По моему внутреннему ощущению, несмотря на силу, мужественность и разность мужских характеров романа, здесь всем так или иначе управляет женщина, — отметил Михаил Васильев.

Как подчеркивает Антон Логинов, в романе «Идиот» нет плоских персонажей, про которых было бы понятно, кто здесь протагонист, а кто антагонист.

— Они действительно сложные. Сначала мы воспринимаем Рогожина как хтонического необузданного зверя, а князя Мышкина — как робкого и нерешительного. На протяжении всего романа они раскрываются по-разному, и можно понять, почему Парфен Семенович стал таким, какой он есть. Например, мы узнаем о его отношениях с властным отцом. Но затем в нем открывается что-то нежное, чуткое, ранимое. Так же и с Мышкиным — лишь увидев портрет Настасьи Филипповны, он преобразился и подчас вел себя, как отрицательный персонаж, — прокомментировал Антон Логинов.

По словам режиссера, как и «ИдиотКа», «Идиот2» больше апеллирует к чувствам зрителя, а не к его интеллекту:

— И так же оба этих перформанса не догматизируют и не предлагают готовых решений, а приглашают к дискуссии, — заключает Яна Лебедева.

Международный театральный фестиваль Достоевского проходит в Великом Новгороде и Старой Руссе с 4 по 11 ноября. В нем принимают участие 19 театральных коллективов из Республики Беларусь, Москвы, Петербурга, Южно-Сахалинска, Липецка, Магнитогорска, Брянска, Краснодара, Владимира, Великого Новгорода, Республики Татарстан, Ярославской, Воронежской, Псковской областей.

* оксюморон и сочетание слов «друг» и «враг», которое относится к «человеку, с которым вы дружите, несмотря на фундаментальную неприязнь или соперничество» или «человеку, который сочетает в себе характеристики друга и врага».