1231

О своем военном детстве студентам из объединения «Патриот» рассказал житель Холма Василий Карпов

В минувшие выходные своими воспоминаниями о войне со студентками Политехнического института Мариной Белоусовой и Валерией Мастюковой поделился житель города Холма Новгородской области Василий Васильевич Карпов.

Василий Васильевич вспоминает:

«К началу войны мне было 11 лет. Отца-инвалида в армию не взяли. Война захватила нашу семью на станции Рогавка, что на железной дороге Новгород - Ленинград. Немцы пришли туда 16 августа 1941 года, наш Холмский район был оккупирован двумя неделями раньше.

Из Рогавки мы вместе с другими жителями посёлка ушли на торфяники. Прятались в канавах и трубах. Оккупантам была нужна рабочая сила. Они сбрасывали листовки, требовали, чтобы народ возвращался в посёлок. Угрожали, что начнут бомбить. И мы вернулись.

С началом войны школы закрыли, стало не до учёбы. Родители решили идти на родину, в Холм. Но как? Железная дорога разрушена, поезда не ходят, немцы наступали на Новгород.

Отец раздобыл немецкого коня, здоровенного, как трактор. Сложили мы на телегу свои вещи и двинулись в Холм. Под Новгородом уже шли бои. Везде по обочинам дороги валялась разбитая советская техника, по канавам лежали трупы людей и животных. Вдоль берега небольшой речушки у посёлка Медведь стояли наши обгоревшие бронетранспортёры, а в каждой машине - останки русских солдат.

Мать отправляла меня с торбой просить милостыню. А я стеснялся. Люди нас жалели, давали немного хлеба, иногда останавливали нашу телегу, расспрашивали про военные действия под Ленинградом.

Добрались до Старой Руссы. Рано утром наши самолёты начали бомбить аэродром. Там стояли немецкие самолёты и бочки с горючим. Двинулись дальше. В Поддорье мне запомнилась одна женщина. Я пошёл просить милостыню. У женщины в доме было много икон. Дала она мне 5 картошин из корыта для свиньи. И за это спасибо.

Остановились в Дуброве, в доме дедушки с бабушкой, все их сыновья были на фронте. И вот однажды в соседнюю деревню Максимовку, где я помогал другим своим родственникам заготавливать дрова, пришли на лыжах русские солдаты, расположились в нашем доме. Мы видели, как одни немцы на телегах едут вереницей в сторону Холма, другие в белых халатах идут за ними, несут на плечах лыжи. Русские солдаты, что ночевали у нас, немцев на дороге остановили и разгромили всю колонну. Тогда немцы окружили деревню и сожгли дома вместе с людьми. Остался один мой дружок Ваня Михаленко, цыган.

Вскоре пришли к нам на лыжах русские разведчики, с автоматами, винтовками, увешанные гранатами. Сказали, что оставаться в Дуброве нам больше нельзя, нужно уходить немедленно.

В огороде был вырыт окоп, и мы пошли ночевать туда. А бабушка осталась посмотреть, как идут немцы. Тут и ранил её немецкий снайпер. Ночью готовились к отъезду. И чуть рассвело, поехали в направлении Куньи, где жила мамина сестра. Немцы заметили нас и стали стрелять, но никого из нас не зацепило.

Приехали в деревню Крачково. Там русские солдаты, замёрзшие, голодные. В избу к хозяину Иванову Андрею набилось много народу. И начался сыпной тиф. От вшей тогда никто не лечил, да и нечем было. Был один офицер, доктор Величко. Он давал нам лекарства, помогал больным. Раненную бабушку лечил, и она выжила.

А немцы всё стреляли. Как начиналась бомбёжка, мы лезли в подпол. Родители тяжело болели тифом, постоянно бредили. У них выпали все волосы.

Вскоре стали эвакуировать население. Привезли нас в Серёжино. Люди обнищали, одежды не было, хлеба никто не давал. Это был 1942 год. Голод был страшный. И мать водила нас на поле, там мы ночью на ощупь собирали картошку. Днём было нельзя, это считалось воровством. Могли засудить.

Мы мечтали вернуться в Холм. Но когда поехали туда первый раз, увидели сплошное пепелище. Город представлял собой страшное зрелище: по огородам и на аэродроме валялись трупы, донимали отвратительные запахи. Окончательно вернулись в Холм только в 47-м году.

Я начал плотничать, хорошо работал топором. На реке Шульге валил лес. Город начал отстраиваться. У парка появился клуб, и я устроился помощником киномеханика. Окончив курсы, стал киномехаником. Отслужил в армии, после службы вернулся в Холм, где и живу до сих пор».

Член Новгородского регионального отделения РВИО, председатель Совета по воспитательной работе Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.