775

Особенности XV международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского

В этом году фестиваль собирает венок юбилеев: 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти Ф. М. Достоевского, 505 лет роду Достоевских.

Интересно, что в этом году фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского вышел за рамки одного жанра: помимо спектаклей в афише значилась и премьера кинофильма «Три женщины Достоевского», прошедшая 7 ноября в зале Киноцентра.

Кроме того, в этом году помимо камерных постановок в фестивале принимают участие и большие театральные спектакли, требующие профессиональной сценической площадки. Поэтому сразу три спектакля пройдут на главной сцене Новгородчины — театре драмы имени Ф.М. Достоевского. Зрители увидят инсценировки «Братьев Карамазовых», «Кроткой», «Бесов», «Дядюшкиного сна», «Преступления и наказания». В афише классические прочтения сочетаются с экспериментами на темы творчества Ф. М. Достоевского. Спектакли проходят на площадках Великого Новгорода и в доме-музее писателя в Старой Руссе.

Именно окно этого дома стало основой для афиши фестиваля, что очень символично. Возможно, стоя именно у этого окна и глядя на живописнейший пейзаж, открывающийся за окном, Фёдор Михайлович придумывал сюжеты для своих романов. Поначалу Фёдор Михайлович снимал дом под дачу. Но затем приобрёл его в собственность. И на несколько дней этот уголок стал местом рождения гениальных текстов писателя. Впрочем, и третий сын Алексей родился именно в этом доме, который и сейчас может многое поведать о личной жизни Достоевского. Пройдя по комнатам Дома-музея, можно пробудить фантазию и представить себе семейные будничные и праздничные обеды в столовой, ночные бдения над рукописями в кабинете, скромные домашние балы и концерты в меблированных комнатах.

- Если говорить о традициях фестиваля, то все участники этого театрального форума, а это более 160 человек из 10 театров, приехавших к нам из Республики Мордовии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Сербии, получат корзину яблок из сада Достоевского в Старой Руссе, - отметил директор театра драмы Виктор НАЗАРОВ. — Кроме того, главный приз — это авторские работы новгородского скульптора Вячеслава Смирнова.

Также, как отметил Назаров, в этом году было решено отказаться от нескольких номинаций фестиваля и оставить лишь одну «Событие фестиваля». Им может стать, как отдельный спектакль, так и какой-то актёр или актриса. Но молодые критики, также работающие на фестивале, могут не согласиться с мнением жюри и сделать свою номинацию.

На фестивале работают искусствовед Алла Садовская (пресс секретарь Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной), режиссер Павел Тихомиров, театральные критики Ирина Алпатова, Наталья Старосельская. Союз театральных деятелей России проводит лабораторию молодых критиков.

Насколько же интересен Достоевский современному зрителю?

Наталья СТАРОСЕЛЬЦЕВА, театральный критик: «Сделать низкопробным спектакль по произведениям Достоевского невозможно: сам текст не даст этого сделать. Я помню, как широко отмечалось 150-летие писателя. Тогда было издано полное собрание его сочинений. Народ ринулся читать Достоевского. Вдумайтесь, это было 40 лет назад. А в школьную программу Фёдор Михайлович и вовсе вошёл только лишь в 1969 году. И то школьники читали тогда «Преступление и наказание» до появления там Сонечки Мармеладовой. Считалось, что не стоит знакомить подрастающее поколение с такой аморальной личностью, проституткой.

Конечно, со временем всплеск интереса к творчеству писателя стих. Но после выхода на экраны сериала «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли, книги с произведениями Достоевского вновь стали сметать с полок магазинов и библиотек. И это счастье. Немыслимые страсти, драматический сюжет — всё, что характеризует произведения Достоевского захватывают людей и сегодня».

Первым спектаклем фестиваля стала постановка трагикомедии «Дядюшкин сон» Государственного русского драматического театра Республики Мордовия (Саранск). Комическая история провинциальных нравов воплощена режиссером-постановщиком заслуженным артистом России и Литвы Вячеславом Гуниным в искрометное представление. Элегантно и трогательно идет жизнь в провинциальном городке середины девятнадцатого века, где Марья Александровна Москалева пытается выдать свою дочку за богатого князя. Но за оборками дамских платьев и мужских фраков с мистической силой видны нравы современного общества.