746

”Открытая пятница” в ц. Спаса Преображения на Ильине улице и ц. Спаса Преображения на Ковалеве

С 6 июля в Новгородском музее-заповеднике уже восьмой сезон проходит традиционный летний проект «Открытая пятница», сообщает http://novgorodmuseum.ru

В течение июля-августа, по пятницам, еженедельно два объекта музея индивидуальные посетители могут посмотреть бесплатно.

3 августа в рамках проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты:

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г.

Всемирно известный шедевр классической архитектуры XIV в. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Храм был построен жителями Ильиной улицы – главной в Славенском конце города.

Церковь построена в период расцвета новгородской республики. Отличительной особенностью храма является необычайно богатый фасадный декор. Традиционны для этого времени пятичастные композиции из окон и ниш, обрамленные многолопастными декоративными бровками. Стены храма украшены разнообразными по форме каменными рельефными крестами.

Расписана церковь в 1378 г. византийским художником Феофаном Греком, одним из величайших мастеров своего времени. Фрески Феофана Грека сохранились частично: в куполе и Троицком приделе. В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя. Это поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихии (безмолвии). Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота росписи Спаса не знают себе равных. Его образы обладают титанической мощью.

Роспись храма сохранилась не полностью. Большая ее часть погибла, однако то, что сохранилось – единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. И небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую богослов Епифаний Премудрый назвал «неведомою и необычайною росписью».

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве. XIV в.

Расположена в 4 км к востоку от города. Построена в 1345 г. богатым боярином Онцифором Жабиным. Стены сложены из красного ракушечника, серого плитняка и кирпича, выравнивающего поверхность.

Близкий к кубическому объем церкви окружен тремя низкими притворами. В южном притворе обнаружены захоронения, что свидетельствует о погребальном назначении данной части церкви.

В 1380 г. церковь была расписана повелением Афанасия Степановича и его «подружи» Марии. Хорошо сохранявшаяся до 1941 г. роспись была выполнена под влиянием традиций балканского искусства. В годы Великой Отечественной войны храм оказался на линии фронта и был превращен в руины. После расчистки завалов руины были законсервированы. Началась работа по подбору фресковых композиций, которую возглавил художник- реставратор А.П. Греков. Уже удалось восстановить более 200 кв. м авторской живописи, причем большинство из находившихся в работе композиций собрано почти полностью, смонтировано на титановые щиты 28 композиций.

Возрожденные фрески, собранные на щитах, экспонируются на выставке «Спасенные фрески» в церкви Георгия на Торгу на Ярославовом дворище. Работы по подбору фрагментов продолжаются. В 70 гг. XX в. храм был воссоздан. На фасаде оставлена ломаная линия, показывающая границу сохранившейся до разрушения кладки.