844

«Открытая пятница» в Воротной башне Гостиного двора и в церкви Симеона Богоприимца

20 июля 2013 года в рамках проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты: Воротная башня Гостиного двора (Ярославово дворище; режим работы 10.00 – 18.00, перерыв: 13.30 – 14.30); церковь Симеона Богоприимца (Звериная ул., режим работы 10.00 – 17.00). За две недели с начала проекта возможностью бесплатно познакомиться с памятниками архитектуры и экспозициями музея воспользовались уже более тысячи человек.

Воротная башня Гостиного двора

Выставка «Христианские древности. Художественный металл XI – ХIХ вв. в собрании Новгородского музея-заповедника»

Воротная башня, так называемая Гридница или «Ярославова башня», в которой расположена выставка, входила в комплекс Гостиного двора и представляет собой единственную сохранившуюся постройку конца XVII века. Башня эта является примером надвратных сооружений некультового характера, получивших распространение в конце XVII века.

Вопрос о назначении башни до сих пор остается открытым, так как от первоначального архитектурного замысла строители отказались. Проект Воротной башни не был реализован. Она превратилась в скромное здание, где на протяжении всех этих лет размещались самые разные учреждения: городской магистрат, “сиротский суд”, приказная палата”, приют, городское училище.

До Великой Отечественной войны помещения Воротной башни были предназначены для жилья и архива. В 1941-1943 годах постройки Гостиного двора были разрушены, башня также пострадала. Восстановительно-реставрационные работы проводились в 1950-е годы архитекторами В.Н. Захаровой и С.Н. Давыдовым, в 1990-е годы — Г.М. Штендером.

В настоящее время Воротная башня стала еще одним, открытым для посетителя, музейным зданием. Выставка, размещенная в залах трех ярусов Воротной башни, знакомит с наиболее яркими образцами христианских древностей. Это произведения литой пластики XI-XV веков: кресты (разные по типу и назначению), амулеты-змеевики, наперсные иконки, створчатые панагии, уникальные рипиды, образцы церковной посуды; предметы церковного обихода XVII-XIX веков – дискосы, звездицы, блюда, требные тарели, дарохранительницы, ковчеги, рукомой, изготовленные, в основном, из олова; изделия старообрядческих мастерских конца XVII-XIX веков.

Собрание художественного металла культового характера занимает значительное место среди коллекций Новгородского государственного объединенного музей-заповедника и насчитывает около трех тысяч памятников христианской культуры.

На этой выставке экспонируется свыше 300 предметов — в таком объеме эта коллекция представлена впервые.

Помимо знакомства с этой выставкой у посетителей появляется замечательная возможность подняться на смотровую площадку Воротной башни.

Церковь Симеона Богоприимца

Церковь Симеона Богоприимца находится на территории Зверина Покровского монастыря. Весь монастырский комплекс с 1992 года – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Покровским монастырь назван по главному храму Покрова Богородицы, Звериным – по месту существовавшего здесь в XI в. зверинца, то есть, заповедных угодий для проведения княжеской охоты.

Впервые монастырь упоминается в летописи под 1148 годом.

Самый древний храм на его территории Покровская церковь, возведенная в камне в 1399 году. Позднее она неоднократно перестраивалась и поновлялась. В 1899-1901 годах на месте западного придела был возведен большой пятиглавый каменный Покровский собор (ныне действующий).

К северу от этого храма стоит церковь Симеона Богоприимца. Построена она на месте однодневной деревянной, обетной (во избавлении от «мора» – эпидемии чумы, унесшей в 1466 году жизни около 56 000 горожан) в 1468 году.

Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Это типичная постройка своего времени. Правда, возведена она из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции.

Вскоре после строительства интерьер церкви был расписан. Фрески представляют собой уникальный «месяцеслов» или календарь, в котором каждое изображение святого связано с определенным днем и месяцем года, а их расположение подчинено календарному циклу. Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений.

В интерьере памятника есть фотовыставка «Памятники Неревского конца», где можно увидеть изображения как сохранившихся, так и утраченных памятников архитектуры этой части древнего Новгорода.