1202

Открытие выставки «Возвращение портрета. К 200-летию со дня рождения императора Александра II»

7 сентября в 16 часов в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2, зал № 4 «Русское академическое искусство XIX века») открывается выставка «Возвращение портрета. К 200-летию со дня рождения императора Александра II», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Впервые Новгородский музей-заповедник в рамках выставочного проекта «Музейный доктор» представляет находящееся в процессе проведения реставрационных работ большеформатное произведение (260х155 см) ведущего отечественного мастера иппической живописи Николая Егоровича Сверчкова «Конный портрет императора Александра II в форме лейб-гвардии Гусарского полка» (1875). На выставке демонстрируются предварительные результаты исследований картины и часть профессионально аннотированной фотосъемки, которые предоставляют посетителям музея уникальную возможность увидеть произведение в процессе реставрации и ознакомиться с ходом сложнейших операций по ВОЗВРАЩЕНИЮ ПОРТРЕТА не только в круг экспозиционных памятников Новгородского музея, но и в отечественное культурное наследие.

Выставка будет работать по 15 октября.

Предположительно, парадный портрет был заказан для музея лейб-гвардии Гусарского полка, который находился при штабе в Царском Селе. Музей представлял собой крупнейшее собрание, где наряду с военными реликвиями, архивными, документальными и мемориальными материалами, историческими раритетами, предметами обмундирования, оружием, библиотекой находились и многочисленные произведения изобразительного искусства. После Октябрьской революции имуществом большинства полковых музеев бывших гвардейских и армейских частей занималась специально учрежденная в январе 1918 г. «Организация охраны и перенесения полковых музеев в государственные хранилища». Сотрудникам этой организации удалось собрать и сосредоточить в помещении Кронверка имущество свыше 30 полковых музеев, определенное в 1929 г. в созданный Военный историко-бытовой музей РККА. В 1937 г. музей был расформирован и его экспонаты, среди которых находилась и картина Н.Е. Сверчкова «Конный портрет императора Александра II в форме лейб-гвардии Гусарского полка», влились в состав коллекции Артиллерийского исторического музея. После окончания Великой Отечественной войны специальная комиссия, работавшая в фондах Артиллерийского музея, признала целесообразным передать большое количество экспонатов в понесшие большие утраты провинциальные музеи для пополнения их коллекций. На основании этого решения в собрание Новгородского музея в 1948 г. были переданы ряд произведений живописи и скульптуры XIX в., в том числе и настоящий портрет.

Картина поступила в музей без подрамника и рамы в аварийном состоянии с деформацией и многочисленными прорывами холста, утратами грунта и авторского красочного слоя по всей поверхности, участками с угрозой осыпей. В сопроводительной документации отмечалось крайне тяжелое состояние живописи и необходимость проведения реставрационных мероприятий. Но, к сожалению, в то время в музее не было условий для выполнения подобных работ и для хранения произведение поместили на вал. И только в 1983-1984 гг., когда в музее проводилась масштабная работа по раскатке картин с валов, художником-реставратором Татьяной Бодиной была произведена частичная реставрация произведения. В ходе противоаварийных мероприятий был изготовлен подрамник, произведено натяжение холста и устранение его деформации, выполнено местное укрепление грунта, красочного слоя и восстановление прозрачности старого лака. Однако вопрос о полномасштабной художественной реставрации произведения оставался актуальным на протяжении ряда лет. Вопросы раскрытия картины от позднейших наслоений обсуждались и получили одобрение на Реставрационной комиссии музея в конце 2017 г.

В 2018 г. коллективом художников-реставраторов начата работа по восстановлению произведения. Предварительно проводились исследования по определению сохранности авторской живописи, составу покровных лаков и поздних записей. Реставраторами на основе визуального осмотра, фотооптических исследований видимой люминесценции под воздействием ультрафиолетового излучения, инфракрасной рефлектографии было составлено подробное описание состояния сохранности картины. Также проводилось технико-технологическое исследование с отбором проб на определение покровных лаков и пигментного состава художественной палитры. В ходе исследований осуществлялась документирующая все процессы фотосъемка. Полученная информация, на которой в настоящее время основывается практический реставрационный процесс, включает в себя данные о состоянии сохранности авторских слоев под записями, утратах и прочих повреждениях, сведения по технике, материалам, авторским переделкам, последовательности предыдущих реставрационных действий и степени вмешательства в структуру картины.