Пассажирское движение поездов между Санкт-Петербургом и Москвой началось 170 лет назад

Сегодня, 1 ноября, отмечается 170-летие начала пассажирского движения по железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой. Это первая железнодорожная магистраль России, которую строили в течение восьми с половиной лет.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»
© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

Регулярное движение началось 1 ноября по старому стилю в 1851 году. Первый пассажирский поезд провел в пути 21 час 45 минут. Его средняя скорость равнялась 37 км/ч.

Император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой 1 февраля 1842 года. В апреле 1843 года утвердили нанесенную на карту линию будущей железной дороги по прямому направлению и приступили к работам.

Железную дорогу, протяженность которой составила 644 километра, вводили в эксплуатацию поэтапно, по мере готовности, что ускоряло и удешевляло строительство. Первым открытым участком стал перегон Санкт-Петербург — Колпино в 1847 году. В 1849 году рабочие поезда ходили до станции Чудово, а в 1850 году открыли движение от Вышнего Волочка до Твери.

Всего на магистрали Санкт-Петербург — Москва построили 34 станции, 19 путепроводов и 184 моста. Ко дню открытия Петербурго-Московская железная дорога располагала 164 паровозами, 2570 грузовыми и 74 пассажирскими вагонами, построенными на Александровском механическом заводе в Санкт-Петербурге.

Первоначально с обоих концов железной дороги каждые сутки отправлялось по два пассажирских поезда и по четыре товарных. В первый год эксплуатации перевезли 780 тысяч пассажиров и более 160 тысяч тонн грузов.