2252

Патриарх Кирилл: освобождение от страданий может быть только в Святом Духе

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель РПЦ произнёс проповедь.

© patriarchia.ru
© patriarchia.ru

— Крест в прямом смысле слова — это наказание, которое налагалось в древние времена на людей для того, чтобы они страданиями своими искупили преступление. Идея искупления преступления наказанием сохраняется в течение всей человеческой истории. Конечно, на эту фундаментальную истину налагаются различные культурные особенности, связанные с тем, как развивается человечество, какие возникают философские учения, связанные с преступлением и наказанием. Но сам по себе факт, что за преступлением следует наказание, никогда никем не оспаривался. На этом основывается вся юриспруденция, судебная практика, и, наверное, если бы не так, то в хаос превратилась бы наша жизнь. Многих от преступления удерживает именно страх перед наказанием. В этом смысле крест отображает некую глубинную онтологическую истину, заложенную Самим Богом в жизнь людей. И если бы не было наказания после преступления, то, наверное, человеческое общество было бы нежизнеспособно.

— Во-первых, мы должны понимать, что страдания в человеческой жизни, как бы люди ни пытались от них избавиться, есть, как говорят философы, онтологическая, то есть существенная часть человеческой жизни. Страдания бывают разные, это действительно зависит, в том числе, от культуры, от развития общественных отношений и многого другого, но само по себе страдание не исчезнет до последнего дня человеческой истории. Однако страдания могут быть спасительным крестом, а могут быть гибелью — всё зависит от того, как мы воспринимаем скорбь, как мы воспринимаем свои страдания. Если у нас появляется отчаяние, тем более если мы исполняемся ненависти, готовности отомстить за то, что нам кажется причиной наших страданий, то мы только умножаем страдания и вносим свой вклад в общее безумие, в диавольскую логику конфликта.

— Освобождение от страданий может быть только в Святом Духе. Мы знаем, что великие подвижники сами налагали на себя страдания. Что значит уйти в пустыню без куска хлеба или с крошечным кусочком, который закончится буквально за день, за два? Что означало находиться там, в песках, без еды и питья, и молиться Богу? Ни одно человеческое наказание не сопряжено с такими испытаниями, какие подвижники сами налагали на себя, чтобы через скорби приблизиться к Богу. И ведь приближались! Мария Египетская перешла Иордан как по суху, уподобившись ангелам. Через что? Через то, что она сама на себя наложила, — такие обеты, такое самоограничение, следуя которому, она действительно преодолела физическое тяготение человеческой плоти и стала равноангельским существом.