1724

Петровки в Витославлицах

12 июля с 13 до 15 часов в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» пройдет праздничная этнографическая программа «Петровки в Витославлицах», сообщает http://novgorodmuseum.ru В программе мероприятия: знакомство с экспозицией «Часовенный праздник Петров день», расположенной в часовне из д. Гарь Маловишерского района, встреча гостей «деревенскими жителями», одаривание пастуха «петровщиной», «зачин» сенокоса, «братчина» - обрядность мирского столования, мастер-классы по доению коз и приготовлению сыра, хороводы и игры. Петрам и Павлам – вход бесплатный.

Историческая справка

29 июня/12 июля – великий праздник православного календаря, отмечающийся как день первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне дня памяти святых Петра и Павла заканчивался Петровский пост и в народе говорили – «Петров пост – бабий копёж», так как за время поста полагалось копить масло, яйца, молоко и творог. К Петрову дню приготовляли сыр, говорили: «Дорого яичко во Христов день, а сыр в Петров день». 12 июля отмечали еще и как праздник пастухов. В этот день с пастухами производился второй расчет: крестьянская община выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона, а хозяева животных щедро одаривали пастуха натуральными продуктами – так называемой «петровщиной».

В отдельных местах Петров день считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла. Жители приречных и приозерных деревень молились святому на хороший улов и попутный ветер, а также установили обычай собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. А после в рыболовецких деревнях собирали праздничные столы, где главным угощением являлась уха.

Петров день является своеобразным рубежом в хозяйственной деятельности крестьян. Традиция требовала, чтобы к этому дню были закончены все полевые работы, связанные с посадкой. Начиналась пора сенокосной страды. В народе говорили - «Красное лето, зеленый покос». В каждом дворе готовили косы, грабли, серпы, вилы и снаряжали телеги на дальние угодья. В деревнях закипала та работа, о которой в народе говорили – «Петр и Павел жару прибавил»: утром косили, днем ворошили, вечером в стога метали. На первый «зачин» крестьяне одевались по-праздничному нарядно. Женщины выходили в расшитых рубахах – «покосницах», обязательно подпоясанными, чтобы «на покос – так по-божественному».

В большой степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний: в центр села, в лес, на поля, к водоёмам. Жгли костры, варили кашу или жарили яичницу, играли в игры, гадали на цветах. Качались на качелях, считалось, что «петровские качели» приближают сватовство и свадьбу. Гадали в Петров день о браке: парни ходили среди девушек с закрытыми платками лицами, а девушки должны были узнавать. Правильное угадывание сулило скорое замужество. Традиционно водили хороводы, пели частушки, отплясывали кадриль, а вечером во многих деревнях нарядно одетая молодежь степенно прохаживалась вдоль улицы под взорами многочисленных «зрителей» из детей, замужних баб и стариков.

Традиционной особенностью многих деревенских праздников были обильно накрытые столы и приезд родственников и знакомых в гости. Хозяева той деревни, где праздновали Петров день, готовились заблаговременно: пекли, варили, жарили, запасались «кануном» - пивом и водкой. Готовились разговеться на широкую ногу, с нетерпением ждали приезда гостей. «Гостевания» - весьма распространенный обычай для жителей новгородских деревень. Гости приезжали на несколько дней, привозя подарки, а девушки и парни несколько перемен нарядов для гуляний. Приглашение гостей к себе на праздник имело обязательное продолжение: пришедшие приглашали хозяев и к себе в гости. Помимо поддержания системы родственных отношений, гостевания способствовали формированию брачных связей, складывались добрые соседские отношения и в своем, и в соседских приходах.