1224

Поднятый со дна реки боевой грузовик установят в Новгородском кремле

26.08.2014 14:51TweetВ Великом Новгороде подняли со дна реки затонувший боевой грузовик. Иллюстрация: пресс-служба Новгородской поисковой экспедиции "Долина"После поднятия грузовика стало ясно, что это - ГАЗ-ММ, "полуторка", самый массовый отечественный автомобиль в Красной Армии. Иллюстрация: пресс-служба Новгородской поисковой экспедиции "Долина"После восстановительных работ грузовик будет экспонироваться в Новгородском кремле. Иллюстрация: пресс-служба Новгородской поисковой экспедиции "Долина"

В Новгородском кремле реставрируют грузовик времен Великой Отечественной войны, затонувший на ледовой переправе в период зимнего наступления советских войск на Новгород в 1944 году. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Новгородского музея-заповедника, ранее в СМИ ошибочно сообщалось, что найденная машина — АМО-2.

После поднятия грузовика на поверхность стало ясно, что это ГАЗ-АА, а после первичной чистки окончательно определили марку — ГАЗ-ММ (модернизированная версия ГАЗ-АА). «Полуторка — самый массовый отечественный автомобиль в Красной Армии, с честью вынесший тяготы войны. Прекрасно сохранились маркировка и номер двигателя — 263544. Удалось установить, что машина была камуфляжной раскраски. Удивительно, что сохранился деревянный кузов автомобиля. Конечно, использовать его в таком виде нельзя, но для создания точных копий это дерево вполне годится», — отметили в пресс-службе музея.

Музейные реставраторы обнаружили фирменный газовский ключ зажигания, обломаннный в замке (номер — 1395, пробег по одометру — 9401,8 км), найдена дата производства двигателя — 4 июля 1941 года (13-й день войны!). «Соответственно, дата производства машины близка к этому числу», — отметили в музее.

По первичному анализу найденных документов был сделан вывод, что машина ушла под лёд именно в период боёв за освобождение Новгорода, в январе 1944 года. «Боевой расчёт полуторки входил в состав 5-й батареи 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. Именно этому полку на следующий день после освобождения Новгорода (21 января 1944 г.) приказом ВГК было присвоено почётное наименование „Новгородский“», — сообщили в музее-заповеднике.

В настоящее время автомобиль установлен на территории Владычного двора Новгородского кремля. «После восстановительных работ автомобиль будет экспонироваться на территории Кремля», — также сообщили в музее.

Как уточнил корреспонденту ИА REGNUM официальный представитель Новгородской поисковой экспедиции «Долина» Игорь Свинцов, поисковики установили имя военнослужащего, останки которого нашли при подъёме затонувшего автомобиля. «В кабине грузовика водолазы нашли погибшего водителя. Также там был обнаружен металлический ящик с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка, подписанными парторгом старшим лейтенантом Кузьменко В.Ф.», — сообщил Свинцов.

В результате архивных исследований установлено, что в ночь на 19 января 1944 года 506-й отдельный армейский минометный полк начал переправу по льду через дельту реки Мста и озеро Ильмень. При осуществлении переправы утонули 2 автомашины, 2 миномета, 2 рации, 4 телефонных аппарата, 10 километров телефонного кабеля.

По словам Свинцова, по документам Центрального архива Министерства обороны удалось установить, что 19 января 1944 года в полку значатся погибшими всего двое военнослужащих, в том числе старший лейтенант Кузьменко Василий Федорович, парторг 2-го дивизиона 506-го минометного полка, член ВКП(б), 1906 года рождения, в РККА с 1941г., призван Ворошиловским РВК г. Сталинграда (жена — Кузьменко Александра Степановна, адрес местожительства: г. Сталинград, Ворошиловский район, Мельстрой, ул. Козловская, д.105). Также в тот день погибла ефрейтор Завьялова Екатерина Михайловна, телефонистка того же полка. Ранение (или травму) получил красноармеец Греков Михаил Степанович, телефонист, 1914 года рождения, который умер в госпитале 21 января 1944 года. Других потерь личного состава полка 19 января 1944 года не было, в том числе и среди водительского состава.

«После изучения архивных документов поисковики пришли к выводу, что единственным погибшим в автомобиле был старший лейтенант Кузьменко В.Ф., следовательно, человеческие останки принадлежат именно ему. Телефонисты Завьялова и Греков ехали в другом автомобиле, перевозившем оборудование связи: рации, телефонные аппараты и телефонный кабель. Этот автомобиль тоже затонул», — сообщил Игорь Свинцов, отметив, что начаты поиски родственников старшего лейтенанта Кузьменко.

Напомним, грузовой автомобиль был найден 16 июня 2013 года подводными археологами в реке Копка (недалеко от пересечения Сиверсова канала и реки Мста под Великим Новгородом). Губернатор Новгородской области Сергей Митин распорядился провести подъём боевого грузовика со дна реки и восстановить его к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».