1644

Поиски истины Д.В. Журавлева

24 сентября 2013 года в 16:00 в выставочных залах Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2) открывается выставка «В поисках истины. К 80-летию Народного художника России Д.В. Журавлева». Выставка является итогом творческой работы, творческой жизни мастера. На выставке представлено более пятидесяти работ, написанных в самые разные периоды жизни художника: от начала шестидесятых годов до последнего времени.

«Большинство из представленных картин новгородские зрители, живущие сегодня, новое поколение, никогда не видели. Думаю, что в этих картинах разного времени хорошо видно, как шли поиски собственного художественного языка, какими средствами решались задачи создания художественного образа в композиционной картине, в портретах современников, в пейзажной картине и в натюрморте, задуманном и решенном как картина», - отмечает сам Д.В. Журавлев.

Дмитрий Власович Журавлев – один из ведущих мастеров российского искусства второй половины XX - начала XXI столетия – родился в 1933 году в Ленинграде. Он в полной мере испытал тяготы блокады, на его глазах совершалась трагедия, равной которой трудно найти в истории. Но он же видел и город победивший, людей, не просто выживших, но сохранивших все лучшее, что может быть в человеке – стойкость и доброту, творческий порыв и целеустремленность.

Интерес к живописи пробудился у будущего художника очень рано. Первый шаг в профессию и судьбу был сделан в 1947 году, когда его приняли в среднюю художественную школу при институте имени И.Е. Репина. Творческая атмосфера школы, прекрасные преподаватели, знакомство с коллекциями Государственного Эрмитажа и Русского музея рано сформировали художественный вкус, широту взглядов, которые так выгодно отличали его и в молодости, и в зрелые годы.

Получив блестящее академическое образование, с отличием защитив диплом, Д. Журавлев в силу жизненных обстоятельств в 1959 году оказался в Новгороде. Город этот и тогда привлекал чуткого к красоте художника своими древностями, но после Ленинграда с его бурной художественной жизнью мог казаться очень провинциальным. Художественная среда города еще только формировалась. Круг общения был довольно ограничен. Художники были предоставлены самим себе, их ничего не связывало, кроме нечастых выставок. Именно Журавлеву Новгород во многом обязан тем, что сообщество художников удалось объединить. Он довел начатое предшественниками дело – создал Новгородское отделение СХ РСФСР. Д.В. Журавлев проявил себя уже в те далекие годы как прекрасный организатор, сумевший решить сложнейшие проблемы – от подготовки выставок, приема в Союз художников до создания Художественного фонда и строительства творческих мастерских. Почти 20 лет он возглавлял НОСХ, был одним из тех, кто проводил в жизнь идею зональных (региональных) выставок, будучи сначала членом выставкома, а затем долгие годы – его председателем по северо-западу.

Творчество художника можно с некоторой долей условности разделить на несколько периодов. Первый приходится на 1960-е годы. В это время в живописи Журавлева привлекают материальность, структурная отчетливость и мощный, далекий от натуралистического правдоподобия, открыто-эмоциональный цвет. Все это сказалось и в ранних пейзажах и особенно в натюрмортах. Натюрморты Д. Журавлева очень непросты по замыслу и по воплощению. Они представляют собой выраженную живописным языком философскую мысль об устойчивой, вечной, не выдуманной красоте природы и сотворенных человеком простых предметов. В них есть радость узнавания и проникновения в сущность бытия. Есть что-то настоящее. Появление деревенского натюрморта в творчестве художника – это отклик на пробившую себе в 1960-е гг. дорогу в литературе, кино, живописи деревенскую тему, тему неофициальной и глубокой народности, поиска не просто корней или истоков, но правды жизни. По форме натюрморты Д. Журавлева – это хорошо «устроенные» картины. В них нет ничего случайного, не осмысленного. Вся «жизнь» натюрморта создается цветом – богатым, звучным, подчеркнуто открытым. В целом, почти всем произведениям этого периода была свойственна общая черта – декоративность.

Развитие стиля мастера в конце 1960-х – начале 1970-х гг. шло в сторону усиления декоративного начала. Д. Журавлев все чаще обращается к сложным композициям, в центре которых – человек. Однако он не оставляет и свои излюбленные темы и сюжеты. Его натюрморты – «деревенские» и «рыбацкие» – приобретают еще большую мощь и выразительность, прежде всего, благодаря цвету. В начале 1970-х гг. Д. Журавлев начал активно разрабатывать тему современности, чему способствовали творческие командировки на Челябинский металлургический завод. Произведения, связанные с ЧМЗ – это не конъюнктура, это открытие иного мира, жесткого, но прекрасного. Картины, изображающие пространство и предметный мир металлургического цеха - настоящие шедевры, далекие от натуралистической трактовки производственной темы.

Еще один период в творческой жизни художника связан с «Академической дачей», с работой на пленэре. Изменились мотивы, более сдержанной, почти тональной стала палитра, возникла новая интонация.

В постсоветское время Д. Журавлев продолжал активно работать не только, как художник. Именно в этот период он раскрылся как педагог. Его ученики стали ядром нового поколения новгородских живописцев. Его произведения этого периода монументальны, образы значительны, в них угадывается глубокая культурная традиция, стремление осуществить связь времен.

Дмитрию Власовичу Журавлеву исполняется 80 лет.

«Собственное творчество читаешь, как книгу собственной жизни, где последовательно, сменяя друг друга, идут годы и десятилетия, - говорит художник. - Можно оглянуться – а что ты сделал раньше, какие были удачи и что получилось? И вот понимаешь, что, несмотря на прожитые годы, на изменения художественного языка, несмотря на разные подходы и в решении картины, на новые темы, новые впечатления – ты остаешься тем же начинающим художником. Появилось мастерство, а истина осталась где-то далеко и к ней по-прежнему надо идти и идти. Истина творческая – это то, что дает возможность постоянно жить и гореть творческим огнем. Это мой ответ постижения истины, но думаю – это касается каждого художника. Истина в нашем деле постоянный труд».

Пресс-показ для журналистов состоится 24 сентября 2013 года в 15:30 в выставочных залах Музея изобразительных искусств.

На пресс-показе будут присутствовать:

- Журавлев Дмитрий Власович – Народный художник России;

- Казармщикова Татьяна Николаевна, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе и филиалам;

- Володина Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, куратор выставки.

Выставка будет работать до 30 октября 2013 года.