1226

Портреты самих себя

В музее художественной культуры Новгородской земли открылась выставка «Портрет и автопортрет художника»

Какими видят себя новгородские художники, и какими они хотят остаться в памяти потомков? Об этом могут рассказать их автопортреты и портреты их коллег.

Булат ЯМАНОВ, председатель регионального отделения Союза художников: «Это уникальная выставка. Всегда интересно посмотреть на лица своих коллег, художников. Особенно портреты многолетней давности. Эти работы даже воспринимаются иначе. Ретроспекция данной выставки, несомненно, предполагает некую вдумчивость. Она даёт возможность ещё раз задуматься о бренности всего происходящего. Художник — это летописец своего времени, который оставляет частицу того времени, в котором он живёт, даже в портрете».

Портрет художника, автопортрет — это не просто лицо. Это целый мир. Мир, окружающий мастера, — это еще и особые черты времени. Многие из представленных работ могут рассказать больше, чем биографии, письма и свидетельства современников. Жанровая специфика предполагает, что экспозиция не только представит собирательный образ нашего современника, но и ответит на целый ряд профессиональных и общекультурных вопросов. Та линия искусства, которая традиционно связана с творчеством художников, предполагает сочетание задачи портретного сходства и стремления к интерпретации эмоционального состояния человека - своеобразное прочтение внутреннего через внешнее.

В выставочных залах музея представлено более 100 работ. Здесь можно видеть как новгородских живописцев, так и, например, портрет художника Владимира Корбакова из Вологды. У народного художника Дмитрия Власовича ЖУРАВЛЁВА представлено сразу несколько автопортретов. И если по седовласому мужчине в берете мы без труда узнаем метра новгородской живописи, то в молодом черноволосом человеке, написанном в полный рост, Дмитрия Власовича можно узнать, пожалуй, только лишь прочитав подпись.

- Значительная часть портретов и автопортретов, представленных на выставке — из фондов нашего музея, - отметила Юлия КОЛОМЫЦЕВА директор музея художественной культуры Новгородской земли. - Это одна из наших целей — создать галерею новгородских живописцев.

А стоит ли вообще выставлять автопортрет на всеобщее обозрение?

Александр ОЛИГЕРОВ, заведующий молодёжной секцией регионального отделения Союза художников: «Стоит. В отличие от обычных выставок, где художник выражает своё отношение к природе, происходящему вокруг, показывает своё внутреннее состояние, то в данном случае есть разные подходы. Как представляешь себя сам. Как тебя видят другие. И это вещи совершенно разные. И автопортрет зачастую очень расходится с мнением окружающих. Получается неожиданный взгляд на человека».

Вообще автопортреты писали многие художники. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается ещё у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45-ок 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н.э. — ок. 430 до н.э) включил себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Изображали себя и Рафаэль, и Микеланджело. А некоторые художники написали десятки собственных изображений: например, более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер. Среди новгородцев подобным размахом может похвастаться Олег Саулов, в коллекции у которого не меньше тридцати портретов самого себя.

- Автопортрет я пишу, в основном тогда, когда у меня нет никаких других идей, - говорит художник. — А ты у себя, как говорится, всегда под рукой. Очень удобная модель.