После повышения тарифов на пригородные перевозки новгородские транспортники ожидают «колоссальный спад» пассажиропотока
Вчера, 16 ноября, новгородские власти и руководители транспортных предприятий области встретились с журналистами, чтобы обсудить, к чему приведёт повышение тарифов на пригородные перевозки и в каком положении сейчас находятся ПАТП в Новгородской области.
Напомним, вскоре стоимость проезда в пригородных автобусах в регионе вырастет на 40%. С 1 декабря этого года тариф будет составлять 3,5 рубля за один пассажиро-километр, до этого он был 2,5 рубля. Для некоторых жителей Новгородского района стоимость проезда до областного центра будет сопоставима со стоимостью билета от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга.
По словам руководителя областного департамента транспорта Владимира Петрова, тариф не увеличивался более трёх лет, и если бы ежегодно его поднимали на 10%, он вышел бы примерно на этот уровень. Один из журналистов возразил, что в Новгородском районе цены поднимались каждый год. На вопрос, что мешало плавно повышать тариф в годы, когда не было экономического кризиса, чиновник согласился, что это «была ошибка». «Нужно было следить за инфляцией и постепенно повышать тариф», — ответил он.
Транспортники же подчеркнули, что они не станут больше зарабатывать за счёт увеличения тарифа для населения. Для каждого предприятия рассчитывается экономически обоснованный тариф, который также не пересматривался более трёх лет. По словам перевозчиков, увеличение тарифа для населения не только не принесёт им дополнительных доходов, но и уменьшит финансирование из районных бюджетов, заметно ухудшит экономическое положение, а также приведёт к снижению числа пассажиров.
— Мы, перевозчики, от этого больше денег не получим, даже наоборот. Потому что каждое повышение тарифа для населения ведёт к уменьшению пассажиропотока. А из-за повышения на 40% я думаю, будет колоссальный спад тех, кто будет пользоваться нашими услугами, — прокомментировал директор ООО «Городское ПАТП» Евгений Карпов.
Перевозчики вспомнили, что последний раз тариф для населения резко увеличивали в 2011 году. Тогда по итогам месяца транспортные предприятия подсчитали, что их прибыль осталась на прежнем уровне. То есть люди просто стали меньше ездить. Для жителей районов, чьи доходы в последнее время заметно сократились, поездки на автобусах не самое главное, считают перевозчики. Хотя в деревнях и не развита инфраструктура, и людям из деревень приходится ездить в райцентр, теперь они поедут только в случае крайней необходимости.
— При увеличении тарифа, дай Бог, чтобы доходы предприятия остались на уровне, но, скорее всего, они уменьшатся, — сказал директор Демянского ПАТП Сергей Андреев. — Если предприятие тратит рубль, а зарабатывает 50 копеек, оно наберёт долгов и станет банкротом. На сегодня финансовые условия на некоторых предприятиях на грани банкротства. В комитете по ценовой и тарифной политике все данные о том, сколько тратят предприятия, имеются. Думаю, органам власти нужно решить, какие нужны перевозки, и в каком объёме.
Владимир Петров отметил, что с 11 января 2016 года в силу вступит новый закон, согласно которому транспортные перевозки будут регулируемыми, когда выпадающие доходы будут компенсироваться из бюджета, и нерегулируемыми, то есть выгодными для перевозчиков. По его словам, в этом году размер субсидии на компенсацию перевозчикам разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения составляет 221 млн рублей, а в проекте областного бюджета на 2016 год заложено только 90 млн рублей.
Сотрудники транспортных предприятий добавили, что все пригородные маршруты являются убыточными уже около трёх лет. Автобусы обновлялись последний раз в 2014 году, есть техника, которой 15-20 лет. Как сообщил директор Боровичского ПАТП Константин Зайцев, его предприятие «загнано» действующей системой и находится на грани банкротства. ПАТП было вынуждено сокращать траты и экономить на безопасности пассажиров. Транспортники в очередной раз подали документы об увеличении экономически обоснованного тарифа в областной комитет по ценовой и тарифной политике.