1389

Поза зрителя

Поза зрителя

Она — строгий педагог, успешный управленец, генератор идей. Но при этом неисправимый идеалист и романтик. Часами может говорить о работах живописцев и о выставочной деятельности. А когда проводит экскурсии, заражает и заряжает посетителей своим неравнодушием. Светлана ИВАНОВА — заместитель директора Музея художественной культуры Новгородской земли и художник, чья персональная выставка «Мягкая графика» сейчас представлена на суд зрителей.

Круговорот мастеров — Светлана Евгеньевна, вы еще и активный член регионального отделения Союза художников России. Меняется ли изобразительная палитра области или всё спокойно и чинно?

— После распада СССР действительно был некий стопор, но не в развитии самих живописцев, а в обмене взглядами и подходами между художниками разных территорий. Но в последние годы наблюдается оживление: сейчас регулярно приходят приглашения из регионов поучаствовать в пленэрах. Причем организаторами сборов могут быть как местные отделения Союза художников, так и власти субъектов РФ, музеи и даже отдельные активные граждане. Так что есть возможность увидеть новые места и запечатлеть их на полотнах. Главное — не лениться. Что дают нам такие выезды? Мы совершенствуемся, учимся у других. Особенно интересно работать рядом с признанными мэтрами. Они своим примером трудолюбия и уровнем работ не дают расслабляться. Когда ты в конце дня видишь свои работы и то, что успели сделать они, понимаешь, что должен в десять раз больше и лучше творить. Собираешься и делаешь рывок.

— Новгородские художники путешествуют, но выставок после пленэров не так много организуется…

— Тому есть вполне объективная причина. Часто приглашающая сторона, особенно когда это региональный комитет культуры или музейный комплекс, делает заказ живописцам. Так, в прошлом году ездили мы под Вязьму, где осенью 1941 года в котел попали войска Брянского фронта. Нас провезли по местам боев, поведали о боях и потерях. Подобные рассказы не могут оставить равнодушными. И вот потом попросили написать работы, посвященные тем трагическим событиям. Никогда раньше не думала, что смогу сделать под заказ картину вот так с ходу. И многие живописцы тоже поначалу пребывали в растерянности. Но вы знаете, решение нашлось у всех мастеров. Я на переднем плане изобразила поляну алеющих цветов как дань памяти, а вдали маковку храма. Кто-то написал огромное голубое небо, любоваться на которое мы можем только благодаря тем ребятам, что лежат в земле под ним, а внизу памятный мемориал. Все свои работы мы, конечно, подарили устроителям пленэра. И таких вот выездов, когда работаешь под заказ, но не конъюнктурный, не для того, чтобы после твои картины выставили на продажу, а ради возрождения чувства патриотизма у всех нас, сейчас проводится много. И это хорошо.

— А почему Новгород не зазывает на пленэры художников из других регионов?

— Несколько лет уже, как мы делаем попытки решить этот вопрос в нашем Союзе, вели переговоры с обществом любителей древности. Желающих приехать много, ведь такой фактурой, как у нас, могут похвастать далеко не все даже древние русские города. И нужно-то всего, что решить проблему с проживанием художников. Но пока дело с мертвой точки не двигается. Хотя проведение таких творческих сессий однозначно сработает на имидж области, ведь мастера и весть о красотах и жителях края несут в мир, и свои полотна, которые зрители видят на выставках в самых разных уголках страны.

Светлана Иванова любит работать в технике пастель, создавая пейзажи всех времён года

Школьные годы чудесные — В настоящее время без вас не обходится ни один проект «Десятинки». Но ведь еще пять лет назад вы преподавали и возглавляли учебное заведение. Причем успешно. Именно при вашем руководстве школа № 23 Великого Новгорода стала новатором в художественно-эстетическом образовательном направлении. И вдруг вы на самом взлете успеха уходите из педагогики. Почему?

— Задумок на самом деле было реализовано много. Спасибо мамам и папам учащихся — они меня поддержали. Чтобы донести до них суть идей, я ходила на родительские собрания и объясняла, что если на первоначальном этапе мы сообща вот так изменим образовательный процесс, то на выходе наши дети будут уметь и знать гораздо больше, нежели при обычной подаче материала. Упор в нашей школе делался именно на творческую составляющую. Но вот закончился очередной учебный год, я села анализировать работу учреждения и поняла, что дальше выдерживать набранный темп новаций будет сложно, поскольку это требует сплоченности и желания всего коллектива. Надо заметить, что учительская среда вообще консервативна, и смена направления дается с трудом. Я оказалась перед выбором: полностью посвятить себя художественному творчеству или остаться в школе. И выбрала искусство.

— Сейчас вы вне системы. И наверное, можете непредвзято оценивать то, что происходит с институтом школы в целом по стране?

— Больше грусти, чем радости. У большинства современных школяров отсутствуют борцовские качества — они не отстаивают свои идеи, а предпочитают отгородиться от всего, уйдя в виртуальный мир. Что же до школьной системы, то меня, человека с художественным мировоззрением, пугает учебный процесс без рисования и музыки, которые формируют художественное и образное мышление, нормальных трудов, без черчения, которое формирует пространственное мышление, без астрономии — науки, которая не столько о расположении звезд, сколько о понимании вселенского движения. А если говорить вообще об отрасли, то, как мне кажется, из образования, да и не только из него, уходит самое главное. Есть профессиональные направления — медицина, педагогика, культура, военное и правоохранительное дело, ядерная энергетика, которые подразумевают служение, а не службу исключительно за денежное вознаграждение. Возможно, звучит патетично. Но это так. В советские времена учителя болели за свое дело и за своих подопечных. А сейчас многие из них свою деятельность деньгами измеряют. Но я вам как управленец говорю: отношение к делу не зависит от зарплаты. За те годы, что я тружусь в музее, не было ни одного случая, когда бы педагог по личной инициативе, а не по причине наших настойчивых приглашений и рекламы, привел бы ребят на мастер-класс. Когда зазываешь, откликаются, но только если экскурсии на рабочей неделе, а в выходные классные руководители и предметники не желают утруждать себя. А так быть не должно. Учительство должно быть образом жизни, а не трудовым контрактом.

Потребитель в музее — Выставочная жизнь Новгорода оживилась в последнее время — появились новые экспозиции, да и выставки меняются практически ежемесячно. Увеличивается ли количество желающих приобщиться к прекрасному?

— Статистика нашего музея говорит, что цифры посещаемости увеличиваются, но ненамного. Сейчас выставочные и культурно-развлекательные площадки региона предлагают ассортимент, что называется, на выбор. Был у нас один год, когда мы провели огромное количество различных мероприятий. После решили сделать анализ, зарылись в цифрах, начали сопоставлять, думать. Результат таков: средние цифры посещаемости не зависят от количества и разнообразия мероприятий. То есть средняя посещаемость выставок нашего музея — величина постоянная. Думаю, что к такому выводу приходят и в других учреждениях культуры города.

— Так стоит ли тогда делать упор на частую смену выставок? Может, больше нужно работать над тем, как подавать уже имеющиеся? А то иногда экскурсоводы такую тоску нагоняют…

— Искать новые формы диалога со зрителем необходимо, но и от традиционных отказываться нельзя. Наблюдая за тем, сколько сейчас проводится различных мероприятий, действительно начинаешь задумываться, а нужно ли столько? Не провоцируем ли мы рост ленивых потребителей? Когда предлагается одно, другое, третье, мы невольно подталкиваем его на то, чтобы он сел в позу зрителя и ждал, когда его развлекут. А после, не исключено, он заявит, что День города ему не понравился, потому как все это он уже видел в прошлом году… На самом деле, не понравилось не потому, что похожая программа уже была, а потому, что он за прошедший год никак сам себя не развил, не обогатил знаниями и умениями, и потому не способен найти для себя что-то интересное. Потерянные поколения были во все времена. И сейчас мы наблюдаем очередное — этим людям 20—30 лет. Конечно, не все, кто в этом возрасте, ничего не умеют и ни к чему не стремятся в жизни. Но многие.

Чтобы не допустить дальнейшего духовного обнищания, учреждения культуры должны сделать упор на малышей и школьников. Поэтому мы вводим годовые абонементы на посещение выставок, проводим мероприятия так, чтобы у мальчишек и девчонок глаза загорались, и чтобы в следующий раз они не только сами к нам шли, но и родителей, друзей с собой звали. Любой экспонат — живой, наполненный энергетикой объект. И моя задача — раскрыть его грани. Музеи должны меняться. Ведь они работают с людьми. А посетители очень нуждаются в том, чтобы в них заронили зерно познания…

Газета «Новгородские ведомости» от 27.07.2012