Прасковья Иванова из Старорусского района рассказала о военном детстве студентке Политехнического института
«Я родилась 26 июля 1933 года в Старорусском районе, в деревне, которой на карте больше нет, как и многих других деревень Новгородчины.
В нашей семье было пятеро детей. В начале Великой Отечественной войны мне исполнилось 8 лет. Отец наш был инвалидом. После Гражданской войны остался с перебитой рукой, поэтому на фронт его не призывали.
Когда пришло известие о начале войны, сельчанам разрешили поделить между собой мёд с колхозной пасеки. Все собрались, приехали, кто на чём. Отец взял нашу лошадь. Мы думали, что немцы до нас не дойдут, но они появились очень скоро!
Въехали в деревню на мотоциклах, в касках, с засученными рукавами, с автоматами - так их обычно показывают в кино. Все сразу разбежались, было не до мёда. Немцы ехали и по пути хватали у кого поросёнка, у кого петуха, где-то морковку с грядок вытащат. И, конечно, им достался весь мёд. Однако нас не тронули.
Начались бои, обстрелы. Нам по нескольку дней приходилось прятаться в окопах в Бракловицах. Потом отец на подводе отвёз нас в соседнюю деревню Ямище. Там остановились в маленькой баньке у родственников. В эту баньку набилось человек 20. Отцу даже не нашлось места, чтобы прилечь, он так и сидел на пороге. Было это осенью 41-го.
Линия фронта вскоре ушла вглубь страны, и мы к началу весны 42-го года стали возвращаться домой. Наш дом устоял, и даже банька уцелела. В доме жили немцы, а нам разрешили остановиться в бане. Лошадь нашу немцы застрелили.
Жилось нам очень трудно: не было еды, одежды, заедали вши. Выйдешь во двор, стряхнёшь одежду и опять её надеваешь. Но немцы нас особо не обижали, даже иногда подкармливали. Я брала котелок и шла на солдатскую кухню. Мне давали то супа, то каши. Иногда даже конфетку.
В нашей семье родилась маленькая сестрёнка, а через год умерла мама. И я осталась за старшую. Это был 43-й год. Мне было 10 лет.
В феврале 44-го года немцев выгнали с нашей земли. Вроде бы все беды закончились. Но жизнь всё равно была очень тяжёлой. Вплоть до 1948 года было голодно, пусто и очень трудно. Никому не пожелаю испытать такое на себе!»
Член Новгородского регионального отделения РВИО, руководитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.