950

Представители добровольческого объединения "Патриот" встретились с ветераном войны Игорем Загораевым

В минувшие выходные своими воспоминаниями о войне со студентами Политехнического института Ириной Ершовой и Дмитрием Якунчихиным поделился участник Великой Отечественной войны, житель Торжка Тверской области Игорь Александрович Загораев:

«Родился я 9 марта 1926 года в городе Торжке. Перед самой войной, в 1941 году, окончил семилетку. В первое военное лето призвали на фронт старшего брата Льва, 1922 г.р.

Поскольку город был прифронтовым, то всех жителей эвакуировали. Давали эвакуационные листы и по железной дороге отправляли в Тверь. Жили мы с мамой вдвоём, жили трудно, отца не было, и ехать нам было некуда. Так и остались мы в своём Вольном переулке, рядом с местом, где раньше стояла церковь Ближней Троицы. Церковь снесли в 1936 году, когда понадобился кирпич для строительства школы

Мать до войны работала на железной дороге. Она и мне посоветовала туда пойти. Больше было некуда, других работающих предприятий в городе не было. В августе 42-го года я устроился на работу. Две недели нас поучили в железнодорожном училище на курсах кочегаров, и стал я работать на паровозе.

Боевое крещение получил, когда мы взяли воинский эшелон и тянули его от Торжка до станции Кувшиново. В то время паровоз работал на дровах, каменный уголь использовали нечасто.Тронулись мы из Торжка в сторону Кувшинова. Перед станцией Щербово был небольшой подъём. Пара в котле было мало, и состав остановился. Тут же прибежал начальник поезда, человек в военной форме, капитан. Достал пистолет, и ну стращать машиниста. А в топке дров было мало, да и те, что были, сырые.

Прислал он нам троих солдат, те помогли. Взяли дрова, которые были на тендере, самые сухие. Мы подавали, солдаты носили. Минут 20 постояли, пока появился пар, и благополучно добрались до Кувшинова. Эшелон разгрузили. А в Селижарове уже шли бои, там были немцы.

И второй запомнился случай, когда мы попали под бомбёжку. В тот раз мы взяли из Кувшинова состав с раненными бойцами. И только отправились, как налетели немецкие самолёты. Двигаться в таком положении мы, по приказу, не могли. Состав остановили, и мы все попрятались под поезд. Бомбы, к счастью, в состав не попали, а меня от взрыва контузило, оглушило взрывной волной, и я ничего не слышал.

Состав мы доставили благополучно, бригада наша сменилась. В паровозном депо врачей не было, только медсестра, которая могла обработать и перевязать рану. Я обратился в военный госпиталь. Дали мне 10 порошков и освобождение на 10 дней. Жили мы в теплушках, которые прицеплялись к паровозу, домой не ходили. Работали в 2 смены по 12 часов.

Когда показали мою справку старшему машинисту, тот сказал, что ставить вместо меня некого, людей нет. И отправил меня к дежурному по станции. Время было вечернее, да и смена не моя. Наш паровоз подключили к другому составу, пришлось ехать мне.

Наш 1926 год призывался в 43-м году. Комиссию мы прошли, но в армию нас не взяли, дали броню и отправили на производство.

В феврале 43-го года меня приняли в комсомол. А уже в ноябре к нашему депо станции Торжок были приписаны 2 бронепоезда, которые воевали на Калининском фронте. И вот за своевременный и качественный ремонт поезда «Мичуринец» нашей бригаде было присвоено звание прифронтовой комсомольско-молодёжной бригады. Этим званием мы очень гордились.

Где-то в середине 1943 года, поскольку сообщение по Октябрьской железной дороге было прервано, снабжение фронта происходило через Горький (теперь Нижний Новгород), Бологое, Вышний Волочок и Торжок. Помню, были сильные налёты на Бологое. Разбомбили депо, и все те паровозы, которые ремонтировались в Бологое, отправляли в Торжок. Нам приходилось работать днём и ночью. Мы по трое суток не уходили с работы, прямо там и спали.

Во время войны в городе электрического освещения не было, пользовались керосиновыми лампами. Помню, мы ещё не знали, что наступил долгожданный день победы. Пришли на работу. Нам сказали, что война закончилась, и отправили всех домой. Как комсомольцу, мне поручили сделать звезду. Мы сколотили её из реек, обтянули красной тканью, внутрь поставили лампу и подняли звезду на трубу котельной. 9 мая организовали праздничный вечер, дали нам по этому случаю талончики в столовую.

В боевых действиях я участия не принимал, но в моём удостоверении записано, что я состоял на штатной должности в составе действующей армии.

Позже я работал на вагоностроительном заводе, который тоже был военным предприятием. Завод обслуживал железную дорогу, переправу и мосты».

Член Новгородского регионального отделения РВИО, руководитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.