775

Пресс-показ отреставрированного «Портрета Елизаветы Ивановны Неклюдовой»

19 апреля в 14 часов Новгородский музей-заповедник приглашает журналистов в Музей изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) на пресс-показ отреставрированного «Портрета Елизаветы Ивановны Неклюдовой» работы известного русского художника XVIII в. Владимира Боровиковского, сообщает http://novgorodmuseum.ru

Презентацию проведут заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Васильева Ирина Михайловна и заведующая мастерской реставрации масляной живописи, художник-реставратор Бодина Татьяна Николаевна, которая провела реставрацию картины. Реставрация «Портрета Е.Н. Неклюдовой» (1798 г. Холст, масло. 71 х 56) длилась около года.

Кроме того, журналисты смогут увидеть возвращение картины на прежнее место в зале экспозиции русского искусства XVIII века в Музее изобразительных искусств. Необходимость в реставрации «Портрета Е.Н. Неклюдовой» была вызвана тем, что покровные лаки сильно пожелтели и искажали авторский колорит. Известно, что в процессе старения лак темнеет. Сквозь такую лаковую пленку цветовые отношения живописи воспринимаются искаженно. Так голубоватый холодный колорит приобрел со временем зеленоватый цвет. В мастерской реставрации масляной живописи Новгородского музея и в химической лаборатории Русского музея было проведено тщательное исследование картины: микрохимическое, оптическое, технико-технологическое. После этого последовал длительный и кропотливый этап по раскрытию живописи. Были удалены потемневшие слои лаков, записи, лежавшие на изображении фона. Под записями на отдельных участках открылся старый реставрационный грунт, перекрывавший авторскую живопись. Он также был удален. Работа сопровождалась микроскопическими исследованиями, исследованиями в УФ-лучах. Расчистка велась под бинокулярным микроскопом, лупой с подсветкой. Из-за изменившегося со временем показателя преломления масляного связующего краски приобрели большую прозрачность, слегка нарушившую первоначальное соотношение контрастов живописи. На фоне слева мы наблюдаем эффект, носящий название «пентименти»: из-под верхнего слоя живописи просвечивает нижний, не удаленный художником и имеющий иной рисунок.

После раскрытия были сделаны тонировки, картина покрыта лаком. В результате реставрации портрет приобрел экспозиционный вид. Изменился колорит, некоторые детали, ранее скрытые темными лаками, стали заметнее.

Портрет поступил в Новгородский музей в 1930 году из Государственного Русского музея. На нем изображена Екатерина Ивановна Неклюдова, в девичестве Левашова, жена Петра Ивановича Неклюдова, обер-прокурора Сената, представителя одного из старейших дворянских российских родов, близкого друга Державина. Семья была связана с Новгородской губернией: здесь в селе Мошенском находилось имение, где они проводили лето.