1337

Презентация персональной выставки Семёна Пустовойтова "Певец Великого Новгорода"

По сообщению Новгородского музея-заповедника, 17 апреля в 16:00 в Никольском соборе (Ярославово дворище) состоится презентация персональной выставки Почетного гражданина Великого Новгорода, участника Великой Отечественной войны, художника Семёна Пустовойтова «Певец Великого города». Выставка открывается в рамках выставочного проекта «Силуэты XX века». Более пятидесяти акварелей и рисунков мастера, созданные в период с 1955 по 1995 годы, можно будет увидеть до 29 августа.

Семен Пустовойтов – крупнейшая фигура в искусстве Новгорода второй половины XX столетия. Его творчество и сегодня не вполне оценено. Зачастую оно понимается упрощенно, даже поверхностно. Главной темой в творчестве С.И. Пустовойтова был Новгород, а точнее – его средневековые храмы. Долгие годы художник работал в формате исторической иллюстрации, фиксируя на холсте с исторической точностью строящийся после войны Новгород, восстановление из руин новгородских церквей. И лишь в результате десятилетий «каторжного» (по определению самого мастера) труда, стал частью того мира, который писал, проник в глубину души новгородских памятников и смог ее передать. Семен Иванович Пустовойтов оставил после себя некий совокупный образ Новгорода и шире – России, с ее бедами, тревогами, надеждами и непреходящим ощущением своей значительности и внутренней устойчивости.

Еще при жизни Семен Иванович Пустовойтов стал подлинным классиком. Его произведения хранятся не только в новгородских музеях, но и в собраниях Одессы и Санкт-Петербурга, в частных коллекциях нашей страны и за рубежом. Они экспонировались в России, Румынии, Чехословакии, Югославии, Польше, Японии, Австрии.

Семен Иванович Пустовойтов родился 9 мая 1921 года в Одессе. Он рано осиротел и воспитывался в детдоме. В годы Великой Отечественной войны сражался на Новгородской земле, прошел путь от рядового до командира стрелкового отделения. В боях за Старую Руссу он получил тяжелую контузию, долго лечился в госпитале. За участие в Великой Отечественной войне Семен Иванович Пустовойтов награжден Орденами Славы III степени и Отечественной войны II степени. После войны окончил Одесское среднее художественное училище.

В конце 1951 года Семен Иванович Пустовойтов вместе с женой переезжает в Новгород. Атмосфера возрождающегося города, контакты с творческими людьми – архитекторами, реставраторами, художниками – определили круг его интересов. Семен Иванович работает сначала в музее-заповеднике, затем в художественно-производственных мастерских, сотрудничает с областным Домом народного творчества. Произведения этого периода очень разнообразны – это исторические и былинные сюжеты, виды города, портретные рисунки. Он работает маслом и гуашью, акварелью и карандашом.

В середине 1950-х годов он много рисует строящийся Новгород. Сегодня эти рисунки привлекают, прежде всего, точностью передачи времени. Они глубоко историчны. В это же время появляются небольшие наброски в цвете новгородских церквей, восстановленных из руин. Сами изображения – в формате кабинетной фотографии – только внешняя фиксация.

От зарисовок-открыток в середине 1960-х Пустовойтов переходит к крупному формату. Он изображает новгородские храмы портретно, нарядно, преимущественно в чистых и светлых тонах. Параллельно он пишет свой родной город – Одессу. Эти акварели – и новгородские, и одесские – экспонируются на республиканских выставках, приобретаются Новгородским музеем-заповедником. В 1964 году Семен Иванович одним из первых в Новгороде был принят в Союз художников РСФСР.

Высшее достижение художника – его монументальные серии 1970-х - 1990-х гг., героями которых выступают памятники древнерусской архитектуры: ц. Спаса на Ковалеве, Вяжищский монастырь, Софийский и Георгиевский соборы, Молотково, ц. Иоанна Богослова на Витке. В этих циклах полностью отсутствуют бытовизм и описательность, но есть сочетание глубокого тревожного лиризма и эпической широты. Лучшие акварели не только передают древнерусское представление о высшей красоте архитектуры, выраженное формулой «Как един камень», но и сами обладают этим качеством цельности и законченности. В работах последних 20-ти лет полностью отсутствуют нежные тона, изящные затеки, прозрачность. Цвет в них – как прорыв сквозь сумрачность мира, как отблеск небесного сияния .