795

Продолжается шестой сезон проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница»

8 июля продолжается шестой сезон проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница», сообщает http://novgorodmuseum.ru

В этот день для бесплатного посещения будут открыты: памятник-музей церковь Андрея Стратилата XV – XVII вв. (Кремль, режим работы 10:00 – 18:00, перерыв: 13:00 – 14:00); памятник-музей церковь Успения Богородицы на Волотовом поле 1352 г. (д. Волотово, режим работы 11:00 – 16:00; осуществляется подвоз автобусом от Сенной пл. в 11:00, 12:30 и 14:00).

Церковь Андрея Стратилата. XV – XVII вв.Монументальная живопись XVI – XVII вв.

Расположена в южной части Кремля. Первоначально являлась южным приделом церкви Бориса и Глеба, построенной в 1167 – 1173 гг. по заказу Сотко Сытиныча, которого часто отождествляют с былинным героем – «торговым гостем» купцом Садко. В 1441 г. собор был перестроен по велению архиепископа Евфимия, при этом на мощное основание лестничной башни XII в. был поставлен небольшой придел в честь святого воина-мученика Андрея Стратилата.

В 1682 г. Борисоглебский собор обрушился и был разобран. Сохранившийся придел был расширен к востоку и обращен в самостоятельный храм. Стены западного объема и северная стена восточной пристройки ныне существующего здания сохранились от собора XV в. Церковь Андрея Стратилата – единственная из придельных церквей, известных и сохранившихся от XV в. Церковь бесстолпная, вытянутая с запада на восток, прямоугольная в плане, перекрытая коробовым сводом, разделенным посередине подпружной аркой, на которой стоит глухой барабан с главой над двускатной кровлей. На западной стене – однопролетная звонница.

Реставрационные работы церкви проведены в 2000–2004 гг. фирмой «Десна» по проектам О.Н. Коваленко и Л.Г. Марковой. Тогда же под руководством Е.И. Серегиной художниками-реставраторами Московского научно-реставрационного управления была раскрыта и укреплена настенная живопись XVI – XVII вв. На северной стене церкви в нижнем регистре изображена процессия святых (среди них – Андрей Стратилат), на западной щеке триумфальной арки в медальонах – «Богоматерь Знамение», библейский царь Давид и неизвестные святые. На стенах западного объема, в верхнем регистре фрагментарно сохранилась композиция «Вознесение Христа»; на южной и северной стенах – 12 апостолов в рост, на западной стене – Богоматерь с двумя ангелами. Изображение Христа в сиянии располагалось на утраченном своде.

На данный момент, помимо фундамента и кладки стен, в церкви Андрея Стратилата уже восстановлены древние каменные полы.

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. 1352 г.Монументальная живопись второй половины XIV в.

Расположена в 4 км к северо-востоку от Великого Новгорода в деревне Волотово близ автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Храм возведен в 1352 году по заказу новгородского архиепископа Моисея. Северный притвор и западная паперть сооружены вскоре после строительства церкви (до 1363 года). Интерьеры церкви, паперти и притворов в 1363 году расписаны фресковой живописью по заказу архиепископа Алексея, около 200 композиций. Стены были сложены из обычных для новгородских памятников XIV века материалов: ильменьского плитняка, ракушечника, валунов и большемерного кирпича с характерной песчаной поверхностью.

В первые месяцы Великой Отечественной войны оказалась на переднем крае линии обороны и была разрушена. Восстановление храма велось с 2001 по 2003 год на средства немецкой фирмы «Винтерсхаал А.Г.». А по сегодняшний день в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника ведется работа по восстановлению фресковых композиций. Часть живописи сохранилась на стенах и столбах в интерьере церкви и западной паперти. Она укреплена и отреставрирована. В планах реставраторов вернуть собранные в мастерских композиции на стены храма.