937

Продолжение работы виртуального выставочного проекта «Художникам–фронтовикам посвящается…»

С 19 марта 2018 года продолжение работы виртуального выставочного проекта «Художникам–фронтовикам посвящается…» на сайте Музея художественной культуры Новгородской земли.

В 2018 году на сайте Государственного музея художественной культуры Новгородской земли начал работу виртуальный выставочный проект «Художникам–фронтовикам посвящается…». Проект направлен на патриотическое просвещение населения. В рамках проекта посетители сайта музея познакомятся с творчеством новгородских художников - участников Великой Отечественной войны.

Второй выставкой проекта стала виртуальная выставка произведений из фондов музея новгородского художника Евгения Сергеевича Щербакова (1923 -1993 гг.).

«Евгений Сергеевич Щербаков родился 24 апреля 1923 года в Калужской области Лев-Толстовского района в деревне Липинины Дворы. В 1931 году его отец был репрессирован, и матери с четырьмя детьми пришлось перебраться в Калугу.

Способности к рисованию у будущего живописца открылись очень рано. Школьный учитель приметил умение Евгения придавать рисунку контрастность, использовать светотень. В изостудии при Доме пионеров Женя развил эти качества, приобрел зоркость глаза и уверенность руки. Окрепло желание быть художником. Он участвовал в оформлении демонстраций, рисовал портреты писателей, был художником школьной стенной газеты.

13 октября 1941 года Калуга была взята фашистами. Родные с огромным трудом спасли юношу от расстрела, которого немцы приняли за еврея. 30 декабря 1941 года после тяжёлых боёв Калуга была освобождена. Е.С. Щербаков сразу же вступил в действующую армию. Всю войну будущий художник прошел бойцом переднего края – был минером, сапером, воевал в пехоте. Он участвовал в освобождении Смоленска и Орла. В составе Брянского фронта форсировал Десну, сражался в Западной Померании, под Гданьском, Штеттином, Данцингом. Форсировал Одер и прошел по всей Германии. Ефрейтор Е.С. Щербаков был награждён медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», медалью Польской народной республики.

После Победы над Германией и окончания Великой Отечественной войны Евгений Сергеевич Щербаков поступает на 2 курс Пензенского художественного училища. Среди его преподавателей был ученик И.Е. Репина И.С. Горюшкин - Сорокопуд. Но семья жила тяжело, материальной поддержки ожидать от неё не приходилось, и с мечтой об учёбе пришлось расстаться. Е.С. Щербаков возвращается в Калугу, где в 1947 году его зачисляют в штат Художественного фонда. С 1949 года он начинает выезжать на знаменитую «Академическую дачу» под Вышним Волочком. Именно здесь, работая рядом с такими известными мастерами, как А.П. Бубнов, Л.В. Волков, В.Н. Гаврилов, И.И. Чебанов, Ю.П. Кугач, В.Ф. Токарев, Н.Е. Тимков, он прошёл настоящую школу мастерства.

С 1952 года Е.С. Щербаков участвует в республиканских, а с 1954 — всесоюзных выставках. В 1960-х годах его произведения приобретались устроителями Всесоюзной художественной лотереи. В 1981 году Евгений Сергеевич Щербаков должен был получить почётное звание «Заслуженный художник РСФСР», но партийные органы Калуги выдвинули ультиматум: или вступление в КПСС, или отказ от звания. Художник не мог предать память об отце. Присуждение почётного звания не состоялось. Евгений Сергеевич тяжело перенёс эту новую несправедливость. Подорванное войной здоровье ухудшилось. В 1983 году его парализовало. Он прожил ещё 10 лет, но вернуться к творчеству уже не мог. Евгений Сергеевич Щербаков умер 15 июня 1993 года в Великом Новгороде. Уже после смерти в городе и области прошли его персональные выставки, многие произведения оказались в фондах Музея художественной культуры Новгородской земли, в коллекции Новобанка, частных собраниях в России, Англии, Австрии, Венгрии, Голландии, Японии.

Работы мастера тихи и вдумчивы, в них нет надрыва, жёсткости и жестокости. Они гармоничны, а потому способны исцелить душу, одарить теплом и нежностью. Как и многие художники, прошедшие через войну, он ценил мир, дорожил им.

Его бесспорная истина: «Художник должен показать другим то, что они сами не смогли увидеть, хотя много раз смотрели... И в этом очень важен эмоциональный колорит, что наиболее сильно действует на чувства зрителя. И цвет должен быть плотным, насыщенным!»

Выставка будет доступна на сайте музея www.artmus.natm.ru

до 25 марта 2018 года