Путешествие длиною в 1000 лет
Поток посетителей Любытинского интерактивного музея под открытым небом «Славянская деревня Х века» постоянно растет.
За возведением деревни буквально по бревнышку журналисты различных СМИ пристально следили более четырёх лет. Но, главное, информация о воссоздании уникального поселения древних славян вызывала огромный интерес у тех, кому она изначально предназначалась, у туристов.
К радостному удивлению сотрудников Любытинского краеведческого музея, сюда стали приезжать гости из самых разных мест России с самого начала воплощения проекта в жизнь — чтобы посмотреть на укладку венцов первых изб, чтобы увидеть обустройство участка, выделенного под воссоздание дохристианского быта наших предков. Этим летом посетителей было так много, что работникам музея пришлось свои отпуска перенести на осень.
На старом месте
Добираясь по извилистым, узким улицам посёлка с однотипными домами, никак не ожидаешь, что в конце пути откроется потрясающий вид на Мсту. С высокого берега реки видно, как в лесных просторах она делает крутой изгиб. Однако не из-за одних ландшафтных красот приглянулось это место под реконструкцию семейного хутора Х века с присущей тому времени инфраструктурой: жилыми домами, амбаром, погребом, хлебопекарней, загоном для скота. Благодаря находкам из археологических раскопок, которые ведутся лишь в нескольких метрах от деревеньки, историки не сомневаются, что здесь действительно было древнее поселение. — История у нас богатая. Наш район тем и славен, что на его территории до наших дней сохраняются уникальные комплексы археологических памятников раннего средневековья: жальники, курганы, сопки, городища. Не исключено, что за княгиней Ольгой и её дружиной, плывшей по Мсте в 946 году в Новгород, пристально следили именно с этого обрывистого берега. Гостем она была нежеланным, поскольку хотела подчинить местных жителей своей власти. Но дружина была здесь недолго, 10—15 лет. По неизвестной причине крепость, в которой она расположилась, сгорела, — рассказывает ведущий методист Любытинского краеведческого музея Анна ВИНДУШЕВА. Свою версию, почему это могло произойти, я озвучивать не стала, но понятно, что дань платить мало кому хотелось. Проникнувшись уважением к легендарному прошлому этой земли, мне ещё сильнее захотелось узнать о том, как здесь жили в древности.
Под полатями
Современные мастера соорудили постройки в строгом соответствии с технологиями более чем тысячелетней давности. Между брёвнами для утепления жилища они заложили мох, крышу покрыли дёрном и берестой. Сегодня задуманное, существовавшее лишь в макете, за исключением нескольких хозяйственных построек, реализовалось. Четыре жилые постройки музея дают посетителям представление о том, как жили древние русичи.
Голову берегите, сразу не разгибайтесь, — предупреждает нас Анна Александровна, когда мы входим с фотокором в одну из изб. Слова были не лишними, над низеньким входом располагались длинные полати. Чтобы не расшибить голову, пару шагов в глубь жилища делаем, согнувшись в три погибели. Интерактив так интерактив. Должны же мы на себе почувствовать все мелочи средневековой жизни. Внутри относительно просторно, но если учитывать, что в доме жил целый род, одна большая семья, то становится понятно, почему даже место над дверью выделялось для сна. Дверь маленькая для того, чтобы максимально сохранить в избе тепло в холода. Открывается с характерным скрипом. Не без гордости Анна Виндушева демонстрирует: дверь как в средневековье — без петель — и отлично функционирует. Артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, помогли разобраться местным краеведам, как в древности отапливали жилище. Центральные, и в чём-то эксклюзивные, экспонаты — это печки-каменки в каждом доме. Плоские камни сложены насухую, то есть без применения глины. В деревне всё до деталей должно соответствовать традиционным канонам. Сомневаясь в том, что подобная конструкция выдержит огонь и не развалится от неловкого движения, задаю провокационный вопрос: — Растопить-то их можно? — А как же! Наши сотрудники даже хлеб по старинному рецепту пекли. Туристам, правда, подобное развлечение в музее не предлагают. Подозреваю, что угощение получается слишком «оригинальным». Но показать, как топилась изба по-чёрному, — всегда пожалуйста!
Трогайте на здоровье!
Впрочем, некоторые предметы и их использование становятся в диковинку не только гостям из других городов или из-за рубежа. Местные деревенские ребятишки, для которых здесь проводят образовательные программы по этнографии, открывают для себя тоже массу любопытного. Так, например, если для их бабушек и дедушек сноп был вещью весьма заурядной и непримечательной, то внукам приходится на тематических занятиях
объяснять, для чего на полях связывали стебли. В этом году в музее даже вырастили рожь, а снопы из неё соорудили в качестве учебного пособия. — Каким образом сушились снопы, мы показываем нашим посетителям в конце деревни, — говорит специалист. — Делалось это примерно на таком, как у нас, высоком, конусообразном, сделанном из жердей устройстве. Называется оно шиш. Выражение «у него нет ни шиша» обозначало когда-то, что человек, не имеющий даже такого простого предмета, — никудышный хозяин. По словам Анны Виндушевой, любытинские дети до прихода в их деревню не видят и не знают, как растёт лён и для какой цели его разводили. Факт достаточно грустный, учитывая ещё и то, что экспозиции краеведческого музея располагаются в бывшем здании льнозавода. Чтобы окончательно не забылось ремесло, на мастер-классах под открытым небом сотрудники музея демонстрируют процесс обработки льна. Проводят уроки и по ткачеству, глине, бересте. Особенность музея — трогать разрешается абсолютно всё. В буквальном смысле можно прикоснуться к истории. Каждая вещь в «Славянской деревне» — точная копия найденных археологами старинных предметов. Со временем появится в избах и утварь. По словам нашей рассказчицы, в музее хотят добиться, чтобы у каждого вошедшего в жилище, относящееся к эпохе формирования русской государственности, возникало ощущение, что его хозяин только что покинул дом. В интерпретации жизни Древней Руси также помогают переодевание в средневековые одежды и забавы того времени: бросание копий, хождение на ходулях, скандинавская игра в кубы, чем-то похожая на наши городки. И всё это за символическую плату. Окунуться в историю взрослому обойдётся в пятьдесят рублей, ребёнку — в пять. Любытинская деревня-музей имеет своих постоянных посетителей, которые следят за тем, как всё время обновляется антураж комплекса. И в каждую следующую поездку у них есть полная уверенность обнаружить в деревеньке что-то новое из почти забытого древнего.
Газета «Новгородские ведомости» от 20.11.2010 г.
Анна Мельникова Владимир Малыгин (фото)